Боджикова Валентина Дмитриевна,
студент 2 курса
очной формы обучения,
направления 44.04.01 «Педагогический менеджмент»
Калмыцкого государственного университета
имени Б.Б. Городовикова,
учитель начальных классов
МКОУ «Песчаной СОШ»
Приютненского района
Республики Калмыкия
Проблемы организации внеурочной деятельности в начальной школе
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема организации внеурочной деятельности. Данная проблема актуальна в отношении начальной школы, так как самые первые шаги ребёнка в его образовании являются самыми значимыми для дальнейшего формирования личности.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, реализация внеурочной деятельности, младший школьник.
Современная система образования стремительно развивается. Всё более значимым становится развивающий потенциал обучения, обеспечивающий существование и развитие системы образования в условиях быстро меняющейся среды.
Внеурочная деятельность - является составной частью учебно–воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно – полезной деятельности.
Цель организации внеурочной деятельности - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учебы время.
Но этим же требованиям удовлетворяют и занятия в системе дополнительного образования. Можно ли приравнять внеурочную деятельность и дополнительное образование? В Законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркнуто, что дополнительное образование должно быть «направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности»[4, с.140].
Ключевое различие внеурочной деятельности и дополнительного образования заключается в целях. Внеурочная деятельность должна способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов, заявленных в образовательной программе начального общего образования организации, осуществляющей образовательную деятельность. Вся внеурочная деятельность должна найти свое отражение в ее плане, представленном в образовательной программе. План внеурочной деятельности является одним из основных организационных механизмов реализации образовательной программы и определяет направления, формы организации, объем внеурочной деятельности конкретной образовательной организации[2,с. 79].
Обязательным условием повышения качества образования является взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности младших школьников.
Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.
Почему именно в начальной школе особое внимание уделяется внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Несомненно, внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той, и к другой сфере образовательного процесса[1, с.38].
Сохранение здоровья школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава России, год от года растет число детей второй группы здоровья . Известно, что состояние здоровья зависит от образа жизни, значительную часть которой ученик проводит в школе. Поэтому особое внимание должно отводиться разработке программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры. Данная программа также может быть реализована как в ходе урочной, так и внеурочной деятельности. При организации внеурочной деятельности могут быть использованы такие формы, как экскурсии, дни здоровья, секции, соревнования, подвижные и дело вые игры и т.д. Все это может быть включено в план внеурочной деятельности в рамках реализации спортивно-оздоровительного направления[3,с. 23].
Кроме того, план внеурочной деятельности не может формироваться без учета уровня квалификации педагогических и иных работников, материально-технического оснащения, учебно-методического и информационного обеспечения образовательной организации.
Организация внеурочной деятельности для педагогического коллектива школы в целом, конкретного учителя младших классов, в частности, – дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включается комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию комплекса образовательных целей и задач.
Будет очень удачно и целесообразно на первом родительском собрании в самом начале учебного года обсудить с родителями предложения педагога по внеурочной деятельности, которые должны быть аргументированными согласно целесообразности введения тех или иных методов и средств воспитательной и образовательной внеурочной работы. Разъяснены их цели, задачи и ожидаемые результаты.
Согласно новому стандарту выделяются основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное.
Эти направления значительно расширяют права участников образовательного процесса по удовлетворению их образовательных запросов .
На сегодняшний день повсеместно востребованы учебные заведения, где учащиеся могут находиться в течение рабочего времени их родителей. На мой взгляд, «школа полного дня» является очень удачным решением проблемы организации образовательного процесса, касательно школьника младших классов.
Таким образом, внеурочная деятельность оказывает обширное влияние на формирование универсальных учебных действий школьников, даже если не проходит под чутким руководством педагога. Младшие школьники должны развиваться во всех направлениях, пока не выберут для себя верный путь. В связи с этим, родители должны организовывать внеурочную деятельность своих детей с учетом их пожеланий, возрастных и индивидуальных особенностей, помогать в выборе той или иной сферы, а также в затруднительных ситуациях. Внимание и забота о том, как проводит время вне школы ребенок – залог успешного воспитания и эффективного развития личностных качеств, что в дальнейшем позволит быть полностью подготовленным к жизни в обществе.
Использованные источники:
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010. 223 с.
Ермакова О.Б. Внеурочная деятельность в первых классах начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС / О.Б. Ермакова // Педагогические технологии. — 2012. — №2.
Брацуга А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности [текст] / А.В Брацуга. - Начальная школа. 2011. №6. С.53-55.
Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте Лекции по психологии [текст] / Л.С. Выготский. - М.: Владос, 2008. - 234 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат