Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 08.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Механизмы адаптации детей с ОВЗ и инвалидностью в социальной среде. Работа №52857

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Механизмы адаптации детей с ОВЗ и инвалидностью в социальной среде
Работа:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 1 «Шатлык» села Семилетка муниципального района Дюртюлинский район

Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

Выступление

на районном методическом объединении

педагогов-психологов на тему:

«Механизм адаптации детей с ОВЗ в социальной среде, в детском саду и в школе»

 

 

Подготовила:

педагог – психолог

Бимятова Э.Р.

 

 

 

 

 

 

 

Апрель 2022 г.

Слайд2Достигнув возраста 1,5 -3 лет, большинство детей попадают в совершенно новую для себя среду – дошкольное учреждение. Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Наиболее проблемной с точки зрения социальной адаптации, является группа детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования наша задача обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

На базе нашего детского сада функционирует многофункциональный консультативный центр, который оказывает помощь родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей в возрасте от 1.5 до 7 лет. Слайд 3Проводятся плановые и внеплановые заседания Психолого-Педагогического консилиума (ППк), для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого – педагогического сопровождения обучающихся. Данное обследование осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников Организации с письменного согласия родителей (законных представителей). На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк. По результатам заключения ППк разрабатываются рекомендации и принимается решение о направлении ребенка на ПМПК.

Слайд4В связи с этим, одним из направлений работы нашего учреждения является комплексное сопровождение ребёнка с ОВЗ, направленное на обеспечение условий для удовлетворения потребности его как личности, его социализацию в среду сверстников, интересов и запросов родителей.

В таких условиях педагогу приходится решать такие основные задачи как:

создание уютного, комфортного пространства для всех детей независимо от их развития;

совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких нарушений;

формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения.

Слайд 5 В настоящее время в нашем детском саду функционируют 3 группы комбинированной направленности. Из них 2 группы комбинированного вида для детей с ЗПР, одна группа комбинированного вида для детей с ТНР.

Слайд6 ЗПРэто задержка психического развития, когда основные познавательные функции (мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера) у ребёнка развиты не так хорошо, как у сверстников, и отличаются от норм, установленных для данных лет. Диагностируется только у детей дошкольного возраста или в начальной школе.

Слайд7 Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)- это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.

Слайд8 Ключевыми направлениями работы педагога - психолога ДОУ с ребенком с ОВЗ является диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.

В своей работе с детьми данных категорий я руководствуюсь адаптированными образовательными программами (АОП, разработанными в соответствии с рекомендациями ПМПК и основной образовательной программой детского сада). В основе данных программ лежит координированная ькоррекционно-развивающая и просветительская работа администрации, воспитателей, специалистов и родителей (законных представителей).

На основе данных программ мною были разработаны индивидуальные образовательные маршруты на каждого воспитанника. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) основан на организации продуктивного вида деятельности.

Диагностику провожу в течение учебного года 3 раза (в начале учебного года-сентябрь, в середине года – январь, в конце учебного года - май). Слайд9 Использую следующие методики:

1.Экспресс диагностика в детском саду. Сборник Семаго Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы.

2. Пособие для проведения- психолого – педагогического обследования детей авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика.

3. Экспресс диагностика в детском саду. Нины Николаевны Павловой, Л.Г. Руденко.

Коррекционно – развивающие занятия провожу по следующим программам:

1. Цветик-семицветик. Программа психолого педагогических занятий для дошкольников; под редакцией Н.Ю.Куражевой

2. Коррекционно-развивающие занятия Шорохиной Валентины Львовны.

Занятия проходят как индивидуально, так и в групповой форме. Во время коррекционно-развивающих занятий использую активное или пассивное наблюдение, по результатам наблюдения можно оптимально подобрать диагностический инструментарий и правильно организовать дальнейшее психологическое изучение ребенка; приветствие, как ритуал, создание положительного настроя на совместную деятельность, общение; беседы, направленные на развитие самосознания ребенка; проигрывание проблемных ситуаций, которые помогают развить в детях самостоятельность в нахождении решения возникших проблем; литературу Ольги Владимировны Хухлаевой «Лабиринт Души. Терапевтические сказки», Слайд10 сказкотерапия – это психотерапевтическое направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, а также оно воспитывает, развивает личность и, при необходимости, корректирует поведение, помогают справиться с естественными возрастными трудностями, улучшить взаимодействие между сверстниками. Для развития психических функций и речи использую лепбуки, Слайд 11 так же использую разные виды дидактических игр, которые развивают сенсорно – моторную зону, различные виды настольных игр; Слайд 12 Игры на снятие мышечных зажимов, которые повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания Каждое упражнение представляет собой рифмованный текст, понятный детям и легко запоминающийся (подобно привычным физминуткам). Начинаем упражнения с мышц плечевого пояса, так как дети хорошо знают мышцы рук и им легче ощущать их расслабление. Далее подключаем мышцы шеи, ног, корпуса и речевого аппарата; коммуникативные игры, которые развивают умение общаться, сотрудничать и взаимодействовать друг с другом;Слайд13 релаксглубокое мышечное расслабление сопровождающееся снятием психического напряженияния;Слайд14 подвижные игры, которые способствуют восстановлению, укреплению всех функций организма, развитию физических способностей;Слайд15 пальчиковые игры, которые являются целенаправленными рефлекторными гимнастиками для мозга, стимулирующие развитие его отдельных зон. Слайд16Во время занятий дети овладевают простыми способами лепки, рисования, конструирования из бумаги и аппликации, Слайд17так же использую методику песочной терапии на световом столе, она помогает детям разных возрастов преодолеть возрастные кризисы, сложные отношения со сверстниками и родителями. Замечено, что дети после нескольких занятий песочной терапии, становятся менее агрессивными, легче идут на контакт и свободнее проявляют свои чувства. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Слайд18При использовании экспериментальной деятельности с детьми, возможна положительная динамика в развитии психических процессов и повышение уровня познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Еще использую специальные методы и приемы при работе с детьми ОВЗ, изменяю характер подачи материала посредством изменения материала или сложности задачи, также использую многократное повторение изученного.

Слайд19Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ предусматривает тесное сотрудничество со школой и с семьей. У нас в этом году 6 детей с ОВЗ пойдут в первый класс. Начиная с апреля месяца выпускники детского сада проходят подготовительные курсы в начальной школе с.Семилетка. Целенаправленно ведется работа с родителями комбинированной подготовительной к школе группы. Проводятся индивидуальные беседы всех специалистов детского сада с каждым из родителей, в начале учебного года посещаем уроки первоклассников, в конце учебного года учителя начальных классов посещают итоговое занятие подготовительных к школе групп, проводятся собрания совместно с учителями, Слайд20 систематически обновляется наглядная информация, тематические выставки “Как подготовить ребенка к школе”. Выпускники с ОВЗ обязательно перед началом нового этапа обучения проходят ПМПК.

Слайд 21В этом учебном году 1 выпускник с ОВЗ учится в первом классе. Адаптация в школе – довольно сложный процесс для любого ребенка, а тем более для ребенка с ОВЗ. Меняется все: режим дня, возникают новые контакты, новые отношения, новые обязанности, требуется мобилизация всех сил ребенка. Индикатором трудности процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей. Это может быть следующие проявления: заторможенность; депрессия; чувство страха; нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе. Поэтому адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время, а главное – поддержка родителей и кропотливая работа учителя начальных классов и специалистов.

Есть дети с ОВЗ, которые до школы не посещают детский сад, а значит, не имеют навыков общения в коллективе детей. Часто дети не понимают элементарных режимных требований. Из-за особенностей развития у детей с ОВЗ затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Эти дети испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм. Все эти особенности  предопределяют трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ при общении со сверстниками.  Младшие школьники часто акцентируют внимание на особенностях внешнего вида и поведения одноклассника, могут сторониться его или даже  вступать в открытый конфликт.

 Одной из основных задач школ, в которых реализуется инклюзивная практика, является включение детей с ОВЗ в социальное пространство, их социальная адаптация в общеобразовательном классе. Этот процесс должен управляться педагогами, специалистами сопровождения образовательного процесса, координатором инклюзивного образования и пройти так, чтобы вызвать минимум дискомфорта и у ребенка с ОВЗ, и у его одноклассников.

Слайд22Подводя итоги вышесказанного, хочется подчеркнуть основной принцип инклюзии – если у ребенка есть особые потребности, то он включается в образовательную среду на своих собственных условиях, т. е. не ребенок приспосабливается к среде а среда к ребенку, тогда и социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОУ и Школы будет проходить наиболее успешно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×