Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Л.В.Бетховен. Жизнь и творчество". Работа №52916

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Л.В.Бетховен. Жизнь и творчество"
Работа:

План-конспект урока

ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

 

Л.В.БЕТХОВЕН –

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

 

 

 

 

 

Подготовила:

Преподаватель МАОУ ДО «ДШИ ГО Эгвекинот»

Авдеева О.Ю

 

 

Людвиг ван Бетховен – Жизненный и творческий путь.

I.Историческая справка. Музыка Французской революции.

1. В истории европейской культуры Французская буржуазная революция 1789 г. ознаменовала начало новой эры. Крупные исторические события всегда изменяют сознание людей, дают толчок для развития новых течений в культуре. Идеи Французской революции влияли на все сферы духовной жизни: эстетику, литературу, музыку, искусство. Свергая власть феодалов, фр. народ, охваченный революционно борьбой, создаёт искусство, непосредственно связанное с ней. Художественная жизнь революционного Парижа очень насыщена. Сложились и получили широкое распространение массовые жанры революционного искусства. Музыка превратилась в общественную силу. Из дворцовых залов и театров музыка вышла на открытые площади.

Мелодия массовых революционных жанров основывается на аккордово-трезвучных восходящих звуках, часто содержит фанфарные обороты. Ритмы энергичны, просты, связаны с маршевой поступью. Влияние музыки революционной Франции на передовую музыкальную культуру последующей эпохи было огромным. Лозунг Французской революции – «Свобода, равенство и братство!» Влияние музыки революционной Франции на передовую музыкальную культуру последующей эпохи было огромным.

2. Захватнические наполеоновские войны, охватившие всю Европу.

3. Эпоха Реставрации – временного восстановления феодально-монархического режима в Европе, и вместе с ней политические реакции на всякую вольную мысль, гонения.

II. Мировоззрение Л.В.Бетховена.

Бетховен – одно из величайших явлений мировой культуры. Творчество Бетховена стоит на рубеже двух направлений в музыке: классицизм и романтизм. О Бетховене часто говорят, что он завершает классическую эпоху в музыке и «открывает дорогу» романтическому веку. На самом деле, музыка Бетховена по некоторым решающим признакам не совпадает с требованиями ни того, ни другого стиля. Бетховен ярко индивидуален.

Мировоззрение Бетховена сформировалось под воздействием революционного движения на рубеже XVIII и XIX столетий. В творчестве Бетховена запечатлелось пробуждение народов, героика и драматизм революционной эпохи. Эта эпоха соответствовала складу его дарования, его титанической натуре.

Молодость Бетховена совпала с событиями Великой французской революции 1789 года с её демократическими идеалами. Расцвет его творчества совпал с Наполеоновскими войнами и вся напряжённость, весь драматизм тех исторических событий отразились в музыке Бетховена. Трудная, противоречивая эпоха Реставрации – временного восстановления феодально-монархического режима в Европе – пришлась на сложный, поздний период Бетховена.

III. Характеристика творчества.

1.Образы и тематика его произведений.

1. Воспел величественность и напряжённость своего времени, его бурный драматизм, радости и скорби народных масс.

2. Героико-драматические образы: тема «героя и народа», «личности и народа», «человека и человечности», герой Бетховена неотделим от народа.

3. Человек как личность: герой у Бетховена с могучей волей и смелостью, философ, с умом мыслителя, с тонко развитым интеллектом.

4. Сфера человеческих чувств: внутренний мир, эмоциональная жизнь человека, которому не чуждо ни что человеческое. Отсюда происходит сдержанно-строгая лирика Бетховена. Таким образом, в центре внимания Бетховена – жизнь большого человека, протекающая в постоянной борьбе за прекрасное будущее для всех.

5. Образы природы, созерцательно-возвышенные темы, чувство гармонии с миром. Природа для Бетховена – не грозная сила, противостоящая человеку, напротив, она – источник жизни. Картины природы, покой и тишина помогают сосредоточиться, найти внутренние силы для борьбы.

2. Традиции и новаторство.

Традиции.

Творчество Бетховена неразрывно связано с искусством Германии и Австрии. Прежде всего ощутима

переемственность

с венскими классиками

XVIII

века –

Мангеймская

симфоническая школа, творчество Гайдна, Моцарта. Общее: в музыкальном стиле «раннего» стиля Бетховена – облегчённые темы танцевальной музыки, песенно-ариозные интонации

; ещё сохраняются менуэтные ритмы, «изящные» обороты

XVIII

века, дробность ритма. В форме – периодичность и завершённость построений, чёткие границы между ними. Бетховен опирается на созданную венскими классиками сонатно-симфоническую форму.

В области инструментальной музыки сильное влияние оказал Карл Филипп

Эмануэль

Бах (сын и ученик

И.С.Баха

).

Луиджи

Керубини

(

фр.композитор

и педагог

XVIII

XIX

вв

, по национальности – итальянец). Его опер

ы содержали патетику и динамику

, что по духу было близко

Бетховену (

Керубини

создал новый стиль революционной оперы)

. Его увертюры к операм послужили прообразом увертюр Бетховена.

Кристоф

Виллибальд

Глюк (

нем.композитор

,

XVIII

в., реформатор оперы, представитель классицизма), его оперы с героико-трагическими образами также были близки Бетховену.

Георг Фридрих Гендель (

нем.композитор

,

XVII

XVIII

вв.), его оратории с торжествующими, светло-героическими образами.

И.С.Бах

– образы

филосовской

лирики.

Новаторство.

По смелости и новаторству Бетховен не имеет себе равных в музыкальном искусстве XVIIIXIX века. Это касается всего музыкального стиля, всех деталей музыкальной речи. Музыкальное мышление и музыкальный язык Бетховена находились под влиянием массового искусства революционно Франции. Всё это побуждало Бетховена для создания новых образов, интонаций, ритмов.

Образы –

см.выше

.

Интонационный строй: из музыки Бетховена исчезли черты, присущие «галантному» стилю

XVIII

века. Исчезли изысканные украшения и орнаментика, задержания, плавность ритмики, камерная прозрачность звучания. Интонации стали динамичные, беспокойные, резкие, упорные и лаконичные. Из простейших интонаций вырастали монументальные темы.

Фактура – плотная, насыщенная, усложнённая. Звучание музыки – драматически контрастное.

Динамика напряжённая, с неожиданными контрастами.

Ритм для Бетховена является осново

й основ. Ритмические фигуры энер

гичны, чеканны, просты, часто связаны с маршевой поступью. Танцевальные ритмы Бетховен использует для выразительной обрисовки широких картин жизни, всенародного веселья, массовых празднеств.

Оркестровка приобрела сочность, звучность, массивность, блеск.

 

3. Жанры

Бетховен разрабатывал большинство существовавших музыкальных жанров.

Вокальные.

Цикл романсов «К далёкой возлюбленной». Обработки народных песен: шотландских, ирландских, валлийских, уэльских. Около 40 песен для голоса на слова различных авторов. Несколько светских кантат, хоры, две мессы. Музыка для сцены: опера «Фиделио», балет «Творение Прометея», музыка к драме Гёте «Эгмонт».

Инструментальные.

Инструментальные жанры у Бетховена – основные в творчестве.

Оркестровые произведения: 9 симфоний, 11 увертюр, 5 концертов для фортепиано с оркестром, концерт для скрипки с оркестром, тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели.

Камерно-инструментальные произведения: 17 струнных квартетов, струнные квинтеты, септет, 6 трио для фортепиано, скрипки и виолончели, 10 сонат для скрипки и фортепиано, 5 сонат для виолончели и фортепиано, фортепианные трио, другие камерные ансамбли для разных составов. Струнный квартет – наиболее любимый жанр для Бетховена. В поздний период в них содержатся философские образы.

Произведения для фортепиано: 32 сонаты для фортепиано, более 20 вариационных циклов для фортепиано ( в т.ч. цикл «32 вариации» c-moll ), около 60 пьес для фортепиано ( в т.ч.багатели )

IV. Периодизация жизни и творчества.

I период – Боннский (1770 – 1792 гг)

Людвиг ванн Бетховен родился 15 или 16 декабря 1770 г. в г.Бонне в семье потомственных придворных музыкантов. Мать – дочь придворного повара; отец – Иоганн, придворный певец-тенорист, клависинист, скрипач, учитель пения, теории (талантливый музыкант, со временем спился); дед – Людвиг, певец-басист, капельмейстер на службе у курфюрста (князя-архиепископа). До 11 лет нерегулярные занятия проходили под руководством отца и его друзей, которые иногда больше вредили развитию маленького Людвига, чем содействовали художественному развитию ребёнка. Первые выступления: 8 лет – в Кёльне, 11 лет – в Роттердаме.

Первый профессиональный учитель – Кристиан Готлиб Нефе – широко образованный человек, композитор, органист. Бетховен под его руководством изучает творчество немецких композиторов прошлого, особенно И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, Ф.Э.Баха, В.А.Моцарта, Й.Гайдна. Живя при дворе кёльнских курфюрстов, Бетховен знакомится с современной симфонической музыкой и оперными постановками.

Бетховену не удалось получить хорошего образования , с 11 лет он не посещал в школу: вследствии тяжёлого материального положения юному Людвигу с 12 лет (1782 г) пришлось пойти работать придворным органистом, клавесинистом, давать частные уроки и тем самым содержать семью. Но он всю жизнь с детства занимается самообразованием: интересуется проблемами культуры, этики, эстетики, изучает французский, итальянский, а также древние языки – древнегреческий, латинский; историю, философию, литературу – древнегреческих писателей (Гомер, Софокл, Аристотель, Еврипид), творчество Шекспира, немецкую литературу (Шиллер, Гёте), труды энциклопедистов (Вольтер, Руссо, Дидро, Бомарше, Гримм), персидскую поэзию (Омар Хайям).

1782 г. – публикуются первые сочинения Бетховена – 3 фортепианные сонаты, вариации. С этого же года начинает работать (12 лет) – придворный органист, клависинист, давал частные уроки. 1787 г. – Бетховен едет в Вену, мечтая о занятиях с Моцартом. Моцарт очень высоко оценил талант Бетховена, но сообщение о болезни матери и её смерть заставляют его вернуться в Бонн. Другом Б. становится Елена фон Брейнинг и её семья. 1789 г. – взятие Бастилии, великая Французская революция, которую Б. восторженно приветствовал. Её идеалам он сохранял верность всю жизнь. 1789 г. – Бетховен поступает вольнослушателем философского факультета Боннского университета.

В Боннский период Бетховен сочиняет довольно мало. За 10 лет, т.е. к 22 годам он написал около 50 произведений – фортепианные пьесы, сонаты, несколько ансамблей для разных составов, 2 кантаты, небольшой балет.

Боннский период очень важен для художественного формирования Бетховена: он испытывал свои силы во многих жанрах, в этот период зародились идеи многих его будущих сочинений, определилась музыкальная эстетика и его художественный облик.

1792 г. – в Бонне ненадолго остановился Й.Гайдн, которому был представлен Бетховен. Гайдн советует Б. ехать в Вену и обещает помощь.

II период – 1-ый Венский (ранний) (1792 – 1802 гг).

Первые несколько лет в Вене – лучшие годы в жизни Бетховена. Бетховен изучает технику сочинения и др. муз. предметы у разных педагогов: у Гайдна (недолго, т.к. сказалась разница в мировоззрении и не было полного творческого взаимопонимания. Гайдн считал его лучшим своим учеником, материально помогал); Шенк, Альбрехтсбергек (полифония); Фёрстнер (техника квартетного письма); Сальери (вокальное письмо). Вена – столица с высоким уровнем музыкальной культуры – кА профессиональной, так и любительской.

Успех Бетховена в качестве виртуоза-пианиста. Стиль исполнительства, так же как и сочинения, были новаторскими. Вместо изысканно-грациозной игры XVIII века, его исполнение было драматичным, темпераментным, героическим, монументальным. Он создал стиль большой эстрады, обращённый к массам людей. Это было необходимо для передачи характеров и образов его произведений. Этот стиль исполнительства получил развитие среди виртуозов-исполнителей XIX века – Листа, Паганини, Вебера и др.

Попав в среду венской аристократии, Бетховен не утратил гордость и независимость. Дружит и подолгу живёт в имении князя Лихновского.

1796 г. – концерты в Праге.

В этот период Бетховен сочинил более 100 произведений в разных жанрах: 19 ф-ных сонат, 2 симфонии, 3 ф-ных концерта, балет, ораторию, 3 трио, 6 квартетов, 2 квинтета, септет, сонаты для скрипки и ф-но, сонаты для виолончели и ф-но. Все они отличаются зрелостью, высоким мастерством, яркой индивидуальностью. Этот стиль называют ранним бетховенским стилем. Этот стиль воспринимается как продолжение (в какой-то мере) и завершение венской классической школы XVIII века. В этот период жизни его поражает страшное несчастье – глухота. Первые признаки – в 26 лет. Болезнь прогрессирует. Бетховен становится мрачным, нелюдимым человеком. Приходится отказаться от концертных поездок и сольных выступлений в качестве пианиста и дирижёра. Трагедия в личной жизни – любовь к аристократке Джульетте Гвиччарди, которая предпочла Бетховену графа. 1802 г. – по совету врачей уезжает в Гейлигенштадт, где в отчаянии и тяжёлом душевном состоянии пишет завещание. Бетховен в отчаянии думает о самоубийстве. Стойкость духа, сила воли и любовь к искусству спасли Бетховена.

В произведениях 1800 – 1803 гг. нашло отражение всё, что переживал в ту пору Бетховен: мрачная подавленность и протест, отчаяние и борьба, страсть и смирение, покой и жажда деятельности.

После преодоления тяжёлого душевного кризиса начался период высокого расцвета. С появлением симфонии №3 «Героической» начинается самый интенсивный и плодотворный период творчества Бетховена.

III период – 2-ой Венский (зрелого творчества) (1803 - 1812 гг).

В центре бетховенского искусства тех лет – идеи героической борьбы, проблемы героя и народа, герой – народный вождь. Музыка наполняется мощной динамикой, заострённостью конфликтов, трагедийностью, приобретает силу и целеустремлённость.

Самые выдающиеся произведения Бетховена, открывшие новую эпоху в истории муз. искусства, были созданы в этот период: 6 симфоний (№3 «Героическая», №4, №5, №6 «Пасторальная», №7, №8), опера «Фиделио», увертюры «Кориолан», «Леонора», музыка к трагедии «Эгмонт», скрипичный концерт, концерты для ф-но с оркестром №4, №5, пять квартетов (№7 - №11), ф-ные сонаты «Аппассионата», «Аврора», месса, песни на тексты Гёте и др. (Бетховен вёл переписку с Гёте, однако личная встреча в 1812 г. принесла обоим разочарование).

Другие образы III периода: образы природы (симфония №6), возвышенная одухотворённость (симфония №4, фортепианный концерт №4), нежный поэтичный, лиричный, монументальный ф-ный концерт №5.

Несмотря на то, что заказов было много, произведения охотно издавались и Бетховен был популярен, материальное положение было шатким и неустойчивым. Он подаёт прошение в дирекцию королевско-императорских придворных театров, желая устроиться на службу, но дирекция не сочла нужным даже ответить.

В это же время Бетховен страстно мечтает о семейном счастье. С 1804 г. его связывает нежная дружба и взаимная любовь с Жозефиной Дейм Брунсвик (раньше считали, что это её сестра – Тереза). Сословные предрассудки, материальные трудности, проблемы со здоровьем и аристократическая семья Жозефины и в этот раз встали на пути к личному счастью. Бетховен был оскорблён, он глубоко страдал.

IV период – Последний (1812 – 1827 гг).

Захватническая политика Наполеона, широкий патриотический подъём. В ряде стран под знаком освободительного движения в литературе и музыке формируются национальные течения. Именно тогда создаются первые произведения романтиков с их образами (внутренний мир человека, фантастика) и жанрами (миниатюра, циклы).

Темпы творчества Б. замедлились, он ищет новые пути. В период 1809 – 1815 гг. интерес к лирике, песенному жанру, к фольклорным и бытовым темам. Однако творческие пути романтиков и Бетховена расходятся. С 1813 г. – творческий кризис. Бетховен сочиняет медленно и мало. Это было вызвано его реакцией на общественно-политические события, поиском новых образов и их воплощения. После разгрома Наполеона, представители реакционных государств съезжаются в Вену на конгресс. Они объединяются в «Священный союз» под эгидой французского канцлера Меттерниха, целью которого являлась борьба с проявлением свободолюбия. В Европе началась полоса тяжёлой политической реакции. Стала модной развлекательная музыка. Спрос на серьёзную музыку упал.

После 1815 г. слава Бетховена в Вене стала меркнуть. Мировоззрения Бетховена близки к передовым демократическим кругам. Разговоры Бетховена с друзьями (через тетради) чаще посвящены политическим темам, он резко осуждал политические нравы австрийского правительства. Только мировая известность спасла Бетховена от ареста.

1815г. – умер один из братьев Бетховена, который перед смертью завещал Б. опекать своего сына Карла. Не имея собственной семьи, он с отеческой любовью воспитывал племянника. Но и здесь его ждал удар – племянник оказался безответственным и неблагодарным. К этому прибавилась длительная судебная тяжба с легкомысленной вдовой брата.

К 1815 г. кризис преодолён, Бетховен сочиняет с новой силой. Глубина мысли, смелое новаторство сохраняются и в этом периоде, но наиболее яркая черта позднего стиля Бетховена – философско-возвышенные образы, углублённые размышления. Его герой проходит через глубокие душевные испытания, сомнения, поиски истины, но приходит к утверждению жизни и веры. Противопоставление разных начал – действие и размышление, контрастные образы – вселенная и земной быт, космические высоты и переживания «маленького» человека, углублённая мысль и народный танец.

Формы стали более монументальные и грандиозные. Сочинения: 5 последних ф-ных сонат, 2 сонаты для виолончели, 5 квартетов, «Торжественная месса», Девятая симфония, цикл песен «К далёкой возлюбленной». Над всеми произведениями последних лет недосягаемой вершиной стоит симфония №9. Идея симфонии – счастье человечества возможно лишь при всеобществом равенстве и братстве. Масштабы симфонии грандиозны. В IV части (финал) Бетховен вводит хор и певцов-солистов. Текст – ода Шиллера «К радости». Исполнение симфонии в 1824 году прошла с огромным триумфом. Последние произведения Б – струнные квартеты с глубоким философским содержанием. Последние годы жизни Бетховен живёт отшельником, полная глухота доводила его до отчаяния. Тяжёлая болезнь почек и несколько безуспешных операций в конец подорвали могучий организм. Последние силы ушли на воспитание и дела племянника. Людвиг ванн Бетховен скончался 26 марта 1827 года. В этот день были отменены занятия во всех венских школах. За гробом великого композитора шла 20000-ти тысячная толпа людей.

У Бетховена была масса творческих замыслов. Незадолго до кончины он сказал: «У меня такое чувство, будто я не сочинил ни одной ноты». Завершая эпоху классицизма, Бетховен одновременно открывал дорогу грядущему романтизму и следующим за ним поколениям.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×