Особенности организации выставок в ГБУ «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №5»
Автор: Горбанева Светлана Вениаминовна, специалист по социальной работе.
В комплексной реабилитации детей с проблемами в развитии особую роль играет творческая реабилитация, составной частью которой является подготовка и проведение выставок творческих работ.
Слово «выставка» - производное от глагола выставлять. Выставочное искусство и его синоним «искусство экспонирования» означает: выставлять что-нибудь на показ, показывать, демонстрировать. Исторически публичная демонстрация и продажа, в том числе творческих продуктов, изделий проходила в России на ярмарках. Выставки же художественного творчества начали своё существование с XIX века. В настоящее время ярмарки и выставки – это известный и популярный способ демонстрации достижений в различных областях деятельности человека.
Совместная организация и проведение в доме-интернате различных выставок – это одна из форм взаимодействия и сотрудничества с семьей. Данные мероприятия имеют большую ценность. Воплощая творческие идеи вместе со своим ребёнком родители, решают ряд педагогических задач, направленных на нравственное и эстетическое воспитание. Это: развитие фантазии, творчества, художественного вкуса, умение совместно реализовывать задуманную идею, взаимопонимание между родителями и детьми, воспитание умения оценивать результаты своего труда и труда других людей.
Выставки – это не самоцель. Их не нужно придумывать или проводить «для галочки». Педагогическому коллективу необходимо использовать выставки для решения задач текущего учебного года.
Одно из условий создания социальной ситуации развития детей – вовлечение родителей в образовательные проекты на основе выявления потребностей и поддержки инициатив семьи.
В доме-интернате проводятся различные по содержанию выставки
1. Выставка к памятным датам.
2. Выставки творческих работ детей.
3. Декоративно- прикладное искусство.
4. Выставки – ярмарки и т.д.
Важно правильно сформулировать тему выставки. Она должна быть звучной, информационной и привлекательной для родителей и детей.
Выставки не должны быть стихийными. Чтобы регламентировать их проведение, необходимо разработать положение о выставках совместного творчества воспитанников и родителей.
Темы предстоящих выставок заносятся в годовой план дома-интерната и утверждаются на первом в учебном году педагогическом совете.
Специалисты по социальной работе и воспитатели знакомят родителей с темами выставок. Это дает им возможность заранее продумать свои работы и подготовить для них материалы.
Предварительно на информационных стендах появляется приглашение для участия в выставке, в котором указывается название выставки, сроки ее проведения и приема работ, но и специальные условия. При оформлении поделок не используется словосочетание «бросовый материал», а заменяется на «творческий материал»: крышки, бутылочки, пластиковые капсулы от киндер-яиц, магниты, крепления и т. д. Это позволит настроить родителей и детей на творческий подход к выбору материала для изготовления поделки.
Кроме того, воспитатели кладут на видное место специальную литературу с иллюстрациями, рекомендуют родителям адреса интернет-сайтов, где можно найти идеи и схемы выполнения поделок.
За неделю до выставки воспитатели собирают экспонаты в группе и выставляют в холле. Это позволяет родителям внимательно рассмотреть их, понять основную идею выставки.
В течение недели с детьми проводится беседа о предстоящей выставке. Ребенок испытывает чувство гордости за совместный с родителями труд. Чем старше ребенок, тем оценка его труда сверстниками для него более значима.
Перед открытием выставки воспитатели и специалисты по социальной работе проверяют наличие надписи (таблички) к работам с указанием названия, авторов, группы.
Заранее специалистами продумывается место, где размещать экспозиции: на стеллажах или столах, иногда дополняя их переносными стендами.
При оформлении выставки детских работ продумывается название выставки (вывеску).
При организации коллективной выставки придерживаемся одного стиля в оформлении. Все работы должны быть подписаны (название, автор работы, возраст, группа). Подписи выполняются одним шрифтом, в одном цвете, на листках одного формата и цвета.
Все работы располагаются так, чтобы они не перекрывали друг друга. Зрители должны иметь возможность просмотреть все поделки в деталях. Более высокие работы располагаются на дальнем фоне. Поделки пониже размещаются спереди. Такое ступенчатое расположение поделок обеспечит плавный переход от одного экспоната к другому при осмотре.
Все выставки мы не проводим в виде конкурса на лучшую работу, так как желание ребенка и родителей участвовать в совместной творческой деятельности, возможность увидеть свою работу на выставке важнее, чем выявить победителя.
После закрытия выставки все поделки переносят в группу.
Воспитатель проводит с детьми беседу о том, как они будут использовать эти поделки в дальнейшем. Например, ребенок может подарить поделку кому-либо из членов семьи или друзьям, украсить с ее помощью свою комнату. Некоторые поделки остаются в группе. Воспитатели могут использовать их для работы с детьми в ходе непрерывной образовательной деятельности, украшать групповую комнату.
В ходе работы были сделаны следующие выводы:
Необходимо организовывать работу по созданию выставки так, чтобы родители были не наблюдателями, а соучастниками процесса.
Информация, полученная ребенком от родителя, усваивается им гораздо эффективнее, чем информация, полученная от воспитателя. Стоит научить чему- то родителя, и он научит этому своего ребенка.
Не все родители готовы к сотрудничеству с вами. Но это и не обязательно. Главное, чтобы родители проявляли заинтересованность в эстетическом развитии своего ребенка. Каждая качественная выставка привлечет на вашу сторону новых сторонников.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда, в этом нуждаются и наши родители. После окончания выставки необходимо публично поблагодарить тех родителей, которые принимали участие в создании выставки.
Используем разные средства: вручение дипломов перед праздником или на родительском собрании.
Фотографии воспитанников с поделками старший размещаются на официальном сайте дома-интерната, а воспитатели пополняют ими портфолио группы.
Узнать о впечатлениях родителей о выставке помогают беседы, книга отзывов, в которой воспитатели групп предлагают оставить запись, проводится анкетирование родителей.
Такая форма взаимодействия с семьями воспитанников, как организация выставок, может быть интересной и привлекательной для родителей, если отнестись к ней творчески и проводить её регулярно. Для родителей это ещё один повод погрузиться в жизнь ребёнка, лучше его узнать, проникнуться его интересами. Увидев гордость в глазах ребёнка за работу, сделанную с мамой или папой, можно с полной уверенностью сказать: «Затеянное дело принесло благие плоды».
Список используемой литературы.
1. В.П. Борисов. Как оформить выставку. М.: Сфера, 2000г.
2. Е.П.Титов. Методика организации и оформления тематической выставки. М.: Сфера, 1999 г.
3. Газета «Дошкольное образование» №3, 2010г.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат