Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование смыслового чтения на уроках технологии. Работа №53129

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование смыслового чтения на уроках технологии
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.

Артемьева Елена Алексеевна - учитель технологии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Степанцевская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района Владимирской области»;

Маркова Елена Евгеньевна – учитель надомного обучения, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Степанцевская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района Владимирской области»

Аннотация.

В школе большое внимание уделяется обучению чтению, работе с текстом. В современной школе появился термин «смысловое чтение», который перерос в целую технологию. ФГОС предусматривает междисциплинарную учебную программу «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Статья направлена на формирование и развитие основ читательской компетенции, необходимой учащимся для осуществления своих дальнейших планов, в том числе, продолжения образования и самообразования, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать»
Д. Дидро
 
Читать – это еще ничего не значит;
что читать и как понимать – вот в чем главное дело.
К.Д.Ушинский

Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. Многие школьники испытывают серьезные трудности при чтении. Они, безусловно, умеют быстро и четко перевести письменные знаки в звуковую форму, но вот понять смысл текста, извлечь из него необходимую информацию, сделать ее своим достоянием могут, к сожалению, далеко не всегда.

Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.

Цель учителя : формирование навыков применения приёмов развития смыслового чтения при работе учащихся с текстовой информацией.

Задача учителя – формирование вдумчивого читателя.

Думающий ученик может «выйти за пределы текста» и понять, что имел в виду автор, почему он написал именно так, какие следствия вытекают из прочитанного, какие выводы можно сделать на основе полученной информации. Поэтому при систематическом использовании учебника по технологии в учебно-воспитательном процессе увеличивается доля самостоятельности учащихся в приобретении знаний, становится возможным приобщение школьников к самообразованию, к самостоятельному разбору техники выполнения различных заданий.

Среди теоретических заданий по технологии есть такие, которые требуют

анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в другие формы (таблицу, схему, пиктограмму и.т.д.). Однако, как показывает практика, зачастую эти учебные действия у учащихся недостаточно сформированы, даже успешные обучающиеся допускают ошибки.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:

1. поиск информации и понимание прочитанного;

2. преобразование и интерпретация информации;

3. анализ и оценка информации.

Существует множество способов организации познавательной деятельности,

способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.

В Примерной основной образовательной программе под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» .

Приемы смыслового чтения: «Задай вопрос»; «Читаем и спрашиваем»; «Верные и неверные утверждения»; «Чтение с пометками»; «Ассоциативный куст»; «Лови ошибку»; «Восстанови текст»; «Чтение с остановками»; «Дерево предсказаний» ; «Моделирование и рисунок»; «Ключевые слова» ; «Верите ли вы…»; «Составь задание»; « Сопоставление» и др..

Примеры некоторых приемов по формированию смыслового чтения на уроках технологии.

1. Прием «Задай вопрос»

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту.

Учитель создаёт ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ. Предлагается следующий алгоритм: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Можно дать ученикам несколько иное задание. Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Какой…?», «Где…?», «Почему…?».

Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…».

Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал.

2. Прием «Верные и неверные утверждения».

Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

Перед началом уроков по какой-либо теме могут быть предложены высказывания, затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ.

После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

3. Приём «Лови ошибку»

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.

4. Приём «Восстанови текст».

Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

5. Сопоставление нахождение сходств и различий.

Сопоставление нахождение сходств и различий - приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов.

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Значит, при работе с текстом, учителю необходимо более широко и детально уделять внимание формированию у обучающихся читательских умений.

Список использованных источников.

1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” - https://fgosreestr.ru/educational_standard;

2. ФГОС НОО, ФГОС ООО ( обновленные 2021г);

3. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Технология» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021г);

4. Единый информационный ресурс https://edsoo.ru/;

5. Российский образовательный портал https://edu.ru/.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×