ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Попиль Екатерина Сергеевна,
преподаватель АНО «ПОО медицинский колледж
«Монада», г. Евпатория
На сегодняшний день происходит быстрое развитие науки, техники и фармации в частности. Изготавливается множество лекарственных препаратов по новым технологиям, что приводит к возрастанию роли человеческого фактора в процессе взаимодействия фармацевта с клиентами.
Основная задача аптеки – обеспечить лекарственными средствами население. Фармацевтическая помощь оказывается в разных вариантах: продажа лекарственных средств по рецептам и без них, а также предоставление фармацевтической информации. Выполнение фармацевтами данных функций предусматривает тесное общение работников аптеки с ее посетителями. Следовательно, на первый план выдвигается значение личности фармацевта и его взаимоотношений с клиентами. Поэтому проблема их социально-психологического взаимодействия является одной из актуальных проблем в современном обществе.
На государственном уровне данный вопрос затрагивается и рассматривается регулярно во время заседаний, конференций, совещаний, где повышенное внимание уделяется вопросам построения взаимных отношений между «пациентом-посетителем и фармацевтом, учитывая этические и социально-психологические аспекты». В связи с этим совершенствуются методы и формы профессиональной подготовки фармацевтов, направленные на психологические аспекты его деятельности.
Актуальность и важность этой проблемы вызвана особенностями деятельности фармацевта, такими как выполнением фармацевтом функций врача, соблюдение конфиденциальности информации о клиенте, умение устанавливать психологический контакт с клиентом-посетителем, а также соблюдение этических норм при рекламировании лекарственных средств.
По данным анализа психологических исследований выявлено, что профессиональная готовность специалиста обусловлена его психологической готовностью к своей профессиональной деятельности, что определяется в эффективном выполнении конкретных поставленных задач.
Если рассматривать психологические аспекты фармацевтической деятельности, то психологическими требованиями к фармацевтическому работнику являются: сдержанность характера, быстрота реакции, сосредоточенность, наблюдательность, хорошая память, а также владение правильной речью.
Фармацевт должен дифференцировать посетителей аптеки, для правильного выбора тона и хода беседы. Клиентов надо уметь разделять по типу нервной системы: к застенчивым проявлять внимание, к раздражительным – спокойствие, к обидчивым − такт, к невежливым − сдержанность, сохраняя при этом собственное достоинство. Также, посетителей надо определять, исходя из состояния болезни: начало болезни, период выздоровления, хроническое заболевание и т. д.
Фармацевт должен вести с клиентом краткий и содержательный диалог и относится к посетителям аптеки приветливо и вежливо, прилагая все усилия к быстрому обслуживанию.
Психологи установили, что человек усваивает 1/5 часть услышанного, вследствие этого фармацевт должен точно разъяснить способ приема, дозы, а также условия хранения лекарственных средств.
В разговоре с клиентом надо стараться не употреблять медицинские термины, общие фразы и длинные предложения.
Во время диалога фармацевту неприемлемо выражение раздражительности, обиды, невыдержанности и т. д. Разговор должен быть кратким, сдержанным, тактичным.
Клиент из-за болезни может быть подавлен, расстроен и задача фармацевта действовать спокойно, тем самым завоевать к себе доверие.
Повышенное внимание надлежит проявлять к больным с заболеванием крови, к онкологическим больным и другими клиентам, с серьезными заболеваниями. Если больной спрашивает свой диагноз рекомендуется не указывать от какой болезни выписано лекарство, лучше отметить влияние препарата на отдельные органы.
В случае, если в аптеке нет необходимого лекарственного средства, желательно сначала согласовать вопрос с врачом по замене этого препарата другим, или направить больного в другую аптеку, в которой данный препарат имеется. То есть, сделать все для того, чтобы больной приобрёл нужный ему лекарственный препарат. Посетитель должен видеть, что фармацевт прилагает все усилия, чтобы помочь ему.
Проведя анкетирование выявлено, что большинство жалоб на грубое отношение работника аптеки к клиенту со стороны флегматиков − 33%, меланхоликов − 19%, холериков − 28%, сангвиников − 3%. Поэтому, заведующие аптек при расстановке сотрудников должны учитывать их тип нервной системы.
Медицинская деонтология рассматривает вопросы этических норм и правил поведения медицинских работников (фармацевтов) при взаимодействии с клиентами. К принципам деонтологии можно отнести внешний вид фармацевта, который создает первое впечатление об аптеке. Внешность фармацевта − это визитная карточка аптеки. Фармацевт должен быть аккуратным, подтянутым, уверенным в себе. Бывает, что первое впечатление, произведенное фармацевтом на клиента, определяет их последующие взаимоотношения.
Руководствуясь высказыванием древнего философа Конфуция «Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, выше этого нет ничего» каждый фармацевт обязан быть воспитанным и тактичным со своими клиентами. А они, в свою очередь, будут ему за это благодарны, оказывая им свое доверие.
Гуманизм медицинского работника (фармацевта) в психологическом отношении был и остается ведущим фактором в общении с больным (клиентом). Поэтому система подготовки будущих фармацевтов должна включать этико-психологическую сторону, развевающую в личности направленность на общение.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат