Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Работа №53192

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работа:

УДК 37.025.8

 

Крупина К.В.,

воспитатель

МБДОУ «Д/с «Ёлочка»

Драгуцан Л.М.,

воспитатель

МБДОУ «Д/с «Ёлочка»

Россия, г. Абакан

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В данной статье рассматриваются приемы использования сказки в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста. Авторами работы выделены две группы приемов рабрты с русской народной сказкой. Приемы первой группы помогают детям лучше разобраться в содержании сказки. Приемы второй группы способствуют наиболее полному и глубокому проникновению в образный строй и язык произведения. В статье подчеркивается, что сказка имеет богатый выразительный и красочный язык и может быть использована как эффективное средство развития и обогащения образной речи старших дошкольников.

Ключевые слова: образная речь, сказка, приемы работы со сказкой, дети старшего дошкольного возраста.

 

Как всем известно, сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего детства, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Она воспитывает человека интеллектуально и нравственно, развивает воображение и фантазию ребенка, является способом знакомства ребенка с окружающим миром, а также оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка. Она дает детям большое колличество новых слов, красивых литературных словосочетаний, которые можно использовать в своей речи. Пополнение словарного запаса идет интересно и увлекательно.

Сказка является мощным средством в формировании и развитии образной речи дошкольников. Ее язык полон и разнообразен различными эпитетами, сравнениями, олицетворениями, фразеологизмами. Именно здесь имеется целый ряд образных выражений, которые близки и доступны детскому пониманию. Например, красна девица, красное солнышко, добрый молодец, Иван-дурак, и многие другие выражения. Слыша в сказках эти многие другие средства выразительности, ребенок постепенно начинает вводить их в свою собственную речь.

Под образностью языка и речи понимают выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами и фигурами).

Такие ученые как М.М. Алексеева, В. И. Яшина, Н.В. Гавриш, О.С. Ушакова В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина под образной речью понимают умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства [1].

В понятие образной речи, Е.В. Савушкина вкладывает умение ярко, убедительно, и в то же время сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонационно, точным словом, правильно построенным предложением воздействовать на слушателей. Также, образность предполагает и наличие эмоционально-экспрессивных средств выражения в речи в виде зрительных, слуховых, моторно-двигательных и других представлений [2].

Изучением влияния сказки на развитие образной речи детей занимались многие отечественные ученые: Е.И. Тихеева, З.А. Гриценко, Л.М. Гурович, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, А.М. Бородич, В.И. Яшина, В.И. Логинова, С.С. Бухвостова и др. [3].

Такие ученые как, З.А. Гриценко, Л.М. Гурович, Е.И. Тихеева считают, что народная сказка является богатейшей сокровищницей родного языка. Однако она может быть по-настоящему использована для воспитания и развития детей только тогда, когда дети будут слышать хорошо рассказанную сказку. Рассказывание или чтение сказки должно быть ясным и правильным. В старшем дошкольном возрасте дети могут различать различные оттенки интонации, в связи с развертыванием сюжета и сменой настроений.

М.М. Алексеева и В.И. Яшина говорят о том, что основная задача педагога при чтении или рассказывании сказки - добиться такого исполнения произведения, которое позволит донести до детей его идейно-художественные достоинства, возбудит интерес к произведению, его языку и вызовет у маленьких слушателей эмоциональное отношение к изображаемым в нем событиям и героям.

Работая с русской народной сказкой как со средством развития и обогащения образной речи, рекомендуется использовать ряд приемов. Опираясь на исследования О.И. Соловьевой и А.М. Бородич, их можно разделить на две группы приемов.

Приемы первой группы:

1. Вопросы по сказке. Они должны быть разнообразными по своей направленности. Одни вопросы должны помогать дошкольникам точнее охарактеризовать героев произведения. Другие вопросы должны помогать детям почувствовать основную идею сказки.

2. Рассматривание иллюстраций и накапление у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают человеку лучше понять произведение.

3. Словесные зарисовки. Здесь детям предлагается стать художниками-иллюстраторами. Ребенок должен подумать и рассказать, какие иллюстрации к сказке он хотели бы нарисовать.

Все эти приемы помогают лучше разобраться в содержании сказки.

Приемы второй группы:

1. Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. С помощью этого приема ребенок наиболее полно воспринимает художественные достоинства произведений и замечает различные средства выразительноти.

2. По просьбе воспитателя дошкольники вспоминают и рассказывают о самом грустном, самом страшном или самом смешном эпизоде из произведения; пересказывают поступки героев и описания природы, которые им больше всего понравились и запомнились.

3. Воспитатель напоминает один из эпизодов сказки и просит детей рассказать о нем по подробнее.

4. Драматизация отрывков из сказки, которые наиболее интересны и эффективны в плане обогащения и активизации словарного запаса ребенка.

Приемы этой группы способствуют наиболее полному и глубокому проникновению в образный строй и язык произведения.

Вопросы использования сказки в воспитании и обучении детей активно разрабатывались Е.А. Флериной, которая придавала большое значение развитию образности речи средствами рассказывания сказок детьми. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребенку воспроизвести последовательность событий, наполнить то или иное выражение» [4].

Л.Б. Фесюкова считает, что сказки не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей. По ее мнению, работа со сказкой может быть ограничена только фантазией воспитателя. Можно придумать массу различных и интересных приемов, которые помогут детям освоить и начать употреблять в своей речи образные слова, выражения и другие средства выразительности речи.

В настоящее время, в силу развития технического прогресса книга начала терять свою ценность. Современные гаджеты отдаляют ребенка от волшебного мира сказки и ее чудес. Дети все чаще проводят все свое свободное время и досуг в интернете. А многие родители, в силу своей занятости, усталости и многих других факторов  все реже читают детям книги. В результате чего, в последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития детей. Дети поздно начинают говорить, появляется большое количество детей с всевозможными нарушениями в развитии речи, имеют скудный словарный запас, не умеют выражать свои эмоции и чувства. Поэтому необходимо читать детям сказки, знакомить с литературным словом, прививать любовь к книге с самого раннего детства. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сказка имеет богатый выразительный и красочный язык, что является эффективным средством развития и обогащения образной речи старших дошкольников.

 

Список литературы:

 

[1] Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

[2] Судакова Е.В. Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста в разных типах высказываний. Диссертация канд. пед. наук. – Ульяновск, 2007.

[3] Тихеева Е.И. Развитие речи детей – М.: Просвещение, 1972. – 280 с.

[4] Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961.

© Крупина К.В., Драгуцан Л.М., 2023

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×