УДК 37.026.4
ВИДЫ РАССКАЗОВ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИХ ВВЕДЕНИЯ В РЕЧЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Драгуцан Л.М.,
воспитатель
МБДОУ «д/с «Ёлочка»
Крупина К.В.,
воспитатель
МБДОУ «Д/с «Ёлочка»
Россия, г. Абакан
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. Авторами теоретически обосновано, что творческое рассказывание является речевой деятельностью, результатом которой является придуманный детьми рассказ самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенную и определенную словарную форму, соответствующую содержанию. Проведенное исследование позволяет утверждать, что карты В.Я. Проппа имеют огромный потенциал в развития детского словотворчества.
Ключевые слова: виды рассказов, дети старшего дошкольного возраста, перевирание сказки, сказочный материал, сказка, карты В.Я. Проппа.
Сказка - это жанр в литературе, основанный, как правило, на фольклоре. Может быть как прозаической, так и поэтической. Однако в основном это фольклорная проза, и у каждого народа есть свои сказки. Главным отличием для них обычно являются наличие мифических существ и/или фэнтезийных, фантастических, волшебных элементов [4].
Но в отличие от фольклорных произведений, сказки всегда имеют автора. Зачастую в них идет очевидная борьба добра и зла, плохого и хорошего. Обычно есть главный герой - "любимец" автора и, как следствие, читателя.
А есть и антигерой - мифический злодей.
Виды:
Многие исследователи подразделяют литературные сказки на несколько категорий. Э. В. Померанцева, например, делит их на 4 жанра:
авантюрно-новеллистические;
бытовые;
о животных;
волшебные.
Отечественный фольклорист В. Я. Пропп делит сказки на большее количество категорий:
- О неживой природе, животных, растениях, предметах. Тут все просто: сказки об этом повествуют, соответственно, про животных или неживую природу как о главном элементе. Тут интересен тот факт, что такие произведения редко бывают русскими или европейскими. Зато подобные сказки часто встречаются у народов Африки, Северной Америки.
- Кумулятивные сказки обозначают такие произведения, где делается неоднократный сюжетный повтор, пока развязка не дойдет до кульминации. Так дети проще их воспринимают. Ярким примером являются рассказы про репку и колобка.
- Бытовой (новеллистический) жанр рассказывает о разных людях по характерам. Например, сказка про злого обманщика или про глупого человека.
- Докучные сказки созданы для убаюкивания детей. Они очень короткие и простые. (Например, сказка про белого бычка).
- Небылицы про то, чего не могло бы быть в реальности. Стоит отметить, что все сказки имеют долю вымысла, но в небылицах вымысла больше всего: говорящие животные, очеловеченные медведи (живут как люди, общаются и т. д.). Как правило, все подвиды между собой пересекаются. Редко какое произведение принадлежит только к одному из них.
В русских сказках еще выделяют богатырские, солдатские ответвления.
Самое интересное, что сказки как жанр изучаются очень серьезно.
В Европе А. Аарне написал так называемый «Указатель сказочных типов» в 1910 году, где тоже есть деления на виды. В отличие от типологии Проппа и Померанцевой, тут добавляются всем известные европейские сказки об одураченных чертях и анекдоты. На основании работ Аарне создал свой указатель сказочных сюжетов и С. Томпсон в 1928 г. Чуть позже такой типологией, но с внесением русских (славянских) видов занимался фольклорист Н. П. Андреев и еще многие другие исследователи.
Исследователи детской речи Е.И. Тихеева, А.П. Усова, О.И. Соловьева, Ф.А. Сохни, О.С. Ушакова отмечают, что овладение связными формами высказываний — сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства [1].
Педагог, обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношсния.
В младшем дошкольном возрасте на занятиях по развитию речи проводится подготовительная работа по обучению дошкольников рассказыванию. Ребенок может описать предмет, игрушку, картинку, лишь отвечая на вопросы педагога. Занятия проводятся в игровой форме [3].
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети уже начинают овладевать основными видами монологической речи.
С ними проводят специальные занятия по пересказу, составлению рассказов.
Влияние творчества в сказке на развитие познавательной речевой деятельности детей [2].
У детей дошкольного возраста знания и представления формируются раньше и лучше, чем сама связная речь.
Очень часто малыш хочет что-то рассказать, но останавливается, не найдя в своем словаре нужного слова. Поэтому нужно помочь ребёнку перенести слова из пассивного в активный словарь. А для этого требуется тренировка активного словаря детей. Для этого можно использовать следующие речевые игры. (Вместе придумаем красивые слова, назови по-другому знакомое стихотворение).
Эта игра предполагает большую умственную и речевую работу. Например, название сказки «Репка» по-сути объяснило, что же объединяло семью. Поэтому отталкиваясь от дружбы, дети придумали следующие названия (Дружная семейка, Помощники, Один в поле не воин).
Далее можно подвести детей к развитию способностей видеть обычные и необычные свойства в обычных предметах. А затем на игре цветовых зайчиков придумать ему волшебные свойства: переносит в волшебную страну. Тут будет уместным вспомнить и говорящее зеркальце в сказке «О мертвой царевне…» и кривое зеркало «Снежной королевы», и королевство кривых зеркал «Олёши», и волшебные очки «Волшебника Изумрудного города».
Так постепенно мы будем подводить детей к желанию и умению творить в сказочном мире.
Чтобы детям было легче сочинять сказки, вначале лучше будет составлять сказки с опорой на иллюстрации и картинки, в которых будет последовательно раскрываться действие героев сказки.
При этом нужно учить детей соблюдать жанровые особенности сказок: завязка (жили-были, в некотором царстве в тридесятом государстве…), волшебные превращения, исчезновения, сюрпризы.
И, конечно же, счастливая развязка (жили они долго и счастливо, и я там был, мёд пиво пил …и т.д.).
Далее последовательно чередующиеся действия в картинках можно сменить загадочной картинкой с собирательными образами сказки, что даст ребёнку ещё один толчок к проявлению фантазии и творчества в сказке.
Для лучшего усвоения способов построения сказки (завязки, цепной композиции, троекратного повторения, завязки, кульминации и т.д.) можно использовать показ кукольного театра, драматизацию сказки детьми, рисование, лепку отдельных героев, придуманных персонажей отдельных действий сказки. Можно предложить детям придумать свой конец сказки.
Когда дети научились придумывать конец сказки, можно предложить переделывать сказку с наиболее напряжённого эпизода. Затем самостоятельно сочинять сказку с хорошо знакомым сказочным героем, но по сюжету другой сказки. Поэтому в этом случае важно перейти к наглядному изображению будущего героя.
В этом помогут разрезные картинки с изображением героев сказок одного формата. И вот появляются фантастические герои имеющие голову кота и туловище дровосека, или руки – крылья орла, голову – крокодила, ноги – страуса.
При обсуждении сказки важно задавать не только констатирующие вопросы, но и вопросы поискового характера. Вопрос должен побуждать детей изобретать, помогать героям сказки выходить из сложных ситуаций, придумывать сразу несколько вариантов выхода из ситуации, проанализировать и выбрать лучший вариант решения сказочной ситуации.
Сказки хороши тем, что развивают ребёнка всесторонне.
Они способствуют развитию мышления, логики, развития элементарных математических представлений («Козлёнок, который умел считать до десяти», «Волк и семеро козлят», «Три медведя»). Например, логично будет задать вопросы типа: Какое желание Женя задала каждому из лепестков (первому, второму…) Или: Кого Колобок встретил первым, кого четвертым и т.д.». Вопросы типа: Кто стоял между внучкой и кошкой в сказке «Репка» или, Где ехал Емеля на печке или в печке?», – способствуют развитию ориентации в пространстве.
Постепенно можно подвести детей к моделированию (созданию алгоритмов) сказок, обозначению героев сказок символами. Нужно увидеть в каждой сказке, что-то от истоков природы. Например: как дед ухаживал за репкой, что она выросла такой большой? Или что получилось бы из яйца в сказке «Курочка Ряба», если бы мышка его не разбила? В кого превратится маленький цыплёнок, когда вырастет? Или как мы можем помочь животным из сказки «Зимовье зверей»?
Сказка должна и может учить думать. Так Джани Родари учил сочинять сказки, опираясь только на одно слово. Так мы начинаем сказку - «Жили-были…», ребёнок продолжает - «дед и баба…». Или еще один из опытов Джани Родари – ПЕРЕВИРАНИЕ СКАЗКИ. (Катится Колобок, а навстречу ему тигр…). Нет не тигр, а заяц – кричит ребёнок. Ребёнок принимает условие игры
Нет предела творчеству в сказках. Можно посылать героев в другие сказки, наделять их новыми качествами, делать неожиданные превращения, – главное, чтобы сказка была доброй и необходимой.
Список литературы:
[1] Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
[2] Сидорчук Т. «Программа формирования творческих способностей детей». Обнинск. 1998г.
[3] Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
[4] Ушакова О. С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: Автореферат докт. дисс. — М., 1996.
© Драгуцан Л.М., Крупина К.В., 2023
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат