Открытое занятие в группе 6
Тема: "Путешествие с дедушкой Евсеем .Изготовление куклы- «Крупеницы».
Участники: Медведюк Дмитрий 10.6 л
Провела : Меньшикова Л.А. воспитатель
Цель занятия:
- Обобщить представление детей о русской народной кукле, о декоративно-прикладном искусстве России.
- Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре нашего народа, развивать у детей национальное самосознание.
- Воспитывать нравственно- эмоциональные качества (воспитание усердия и трудолюбия, терпения и аккуратности).
- Развивать мелкую моторику у кисти руки, координацию рук под контролем глаз, остроту глаз.
Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.
Задачи:
- образовательная: научить детей изготавливать народную куклу. Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы;
- развивающая: развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;
- воспитательная: воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле. Воспитывать эстетический вкус.
Социально-коммуникативное развитие
- совершенствовать навыки игрового взаимодействия.
Речевое развитие
- воспитывать у детей коммуникативную культуру:
Познавательное развитие
- содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе
-содействовать формированию у детей мотива
познавательной деятельности.
Физическое развитие
-воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности
Художественно-эстетическое развитие
- образовательная: научить детей изготавливать народную куклу. Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы;
- развивающая: развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;
- воспитательная: воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле. Воспитывать эстетический вкус.
Ожидаемые результаты:
- Усвоение знаний о традициях русского народа;
- Умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов;
- Дети усвоят первоначальные представления о возникновении куклы на Руси;
- Могут самостоятельно изготовить куклу из подручного материала;
- Занятие будет способствовать дальнейшему познавательному интересу к истории народных традиций и обычаев нашего народа.
Материалы и оборудование:
Лоскуты хлопчатобумажной ткани прямоугольной и круглой форм.
трех размеров, кусочек белой ткани прямоугольной формы, разноцветные нитки.
Использовались методы:
Наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой.
Приемы: художественное слово, демонстрации, беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.
Ход совместной деятельности:
Приветствие.
-Здравствуйте, гости долгожданные! Проходите, рассаживайтесь!
Зовут меня дедушка Евсей. Живу я в небольшой деревушке большой , красивой прекрасной страны , которая издавна Русью называлась.
Русский народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием. После трудового дня люди на Руси любили устраивать вечерние посиделки. В это время никто не сидел без дела. Вышивали, лепили, мастерили игрушки все – взрослые и дети, от мала до велика.
И сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие, преодолеем много препятствий и своими руками сделаем куклу из обычных лоскутков ткани.
Но прежде , чем изготавливать куклу, я хочу чтоб ты помог мне урожай, ведь уже похолодало и все может замерзнуть.
Ребенок собирает овощи в корзину.
Уродился урожай
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!
Мы корзину овощей
С огорода принесли
Для салатов и борщей.
А пока мы собирали овощи, злая колдунья спрятала зверей.
Мы должны освободить их.
Находим зверей в манной крупе.
А теперь немного отдохнет и сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз: А теперь наши глазки пусть немного отдохнут. Посмотрим на наших кукол сначала слева –направо, потом справа -налево. Закроем наши глазки, а теперь широко-широко откроем.
Ну вот теперь,когда ты помог мне собрать урожай и освободил зверей, я открою тебе главный секрет, как делать куклу оберег .
Когда появилась первая кукла никто не знает, известно только, что она была сделана из золы.
Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага.
При переезде эту куклу обязательно брали с собой.
Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нити и ткани и даже из дерева.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы:
- обрядовые;
-куклы-обереги;
- игровые.
Когда ребенку исполнялось пять лет, он должен был мастерить кукол сам.
Каждую куклу- оберег делали к особому событию и в определенный день года. Выполнялась кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.
Первая тряпичная кукла появлялась в доме с рождением малыша и называлась «пеленашка». Ее клали в детскую колыбельку, она охраняла ребенка от дурного сглаза и злых духов.
Крупеничку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок.
Неразлучники были оберегом семейного счастья. Их делали на свадьбу и хранили всю жизнь. Общая перекладина в виде рук символизировала единство жениха и невесты, кисточка – первенца в семье. С появлением второго и последующих детей кисточки добавлялись. Красный цвет придавал кукле обереговую силу.
Что-то засиделись мы. Вставайте, не ленитесь, все за мной повторяйте:
Наша лавка широка,(руки в стороны.)
Наша печка высока (руки вверх)
Сядь на лавку, гляди в печь (присесть, руки домиком)
Жучка пышки будет печь.(хлопаем в ладошки).
Практическая часть.
Изготовление самой куклы (Показываю технологию и последовательность изготовления куклы из ткани и ниток)
Сюрпризный момент
Вот так настоящие мастера и рукодельницы! Замечательная куколка у тебя получилась.
За все твои старания я приготовил тебе сюрприз( мешочек с конфетами)
А теперь давай потанцуем.
На семидесяти тележеньках,
Привезла нам купаленка (наклоняются в круг и разводят руки в стороны)
Добра и здоровья, (хлопки руками вправо влево)
Богатства и почести. (хлопки руками вправо влево).
Уборка рабочего места
Рефлексия (повторение)
Список литературы:
Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007120 с.
1. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И. Зимина. -
2. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология .
а
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат