Аутизм. Причины, признаки и способы борьбы с патологией.
Калиянц Инна Владимировна педагог-психолог
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 города Кропоткина
муниципального образования Кавказский район
Данная статья освещает понятие аутистический спектр. Помогает узнать о причинах возникновения такого состояния, признаках его проявления и способах борьбы с данной патологией.
Нарушения аутистического спектра, обозначаемые термином аутизм, – это целая группа патологических состояний, характеризующихся нарушениями речи, восприятия окружающего мира, особенностями поведения, трудностями с социальной коммуникацией и невербальным общением. Как сообщает ВОЗ, по статистике аутизм диагностируют у одного из 160 детей разного возраста.
Что является причиной развития данного состояния?
Точных причин развития аутизма пока никто не выявил. Однако учеными достоверно доказано влияние факторов, которые увеличивают риск возникновения данного состояния:
• генетическая предрасположенность. Всевозможные расстройства психики, включая аутизм, чаще возникают у близнецов. Если в семье уже есть ребенок с аутизмом, вероятность рождения второго с такими же расстройствами увеличивается почти на 20%. Однако специалисты обнаружили, что заболевание не обязательно передается по наследству, а возникает в ряде случаев как спонтанная мутация генов;
• осложнения во время беременности и родов. Прогноз по развитию аутизма будет хуже, если у беременной имеется повышенное давление, сахарный диабет, гормональные нарушения. Проблема чаще встречается, если беременность протекала с эклампсией, угрозой прерывания, тазовым предлежанием или гипоксией плода;
• внутриутробные инфекции и токсическое воздействие. Аутизм довольно часто диагностируют у детей, матери которых во время беременности перенесли краснуху или токсоплазмоз. Также на вероятность возникновения патологии оказывают влияние прием препаратов против эпилепсии, загрязненный воздух, воздействие соединений хлора;
• возраст родителей. Доказано, что, если матери более 35 лет, а отец старше 50 лет, это увеличивает риск возникновения аутизма у ребенка на 10%.
Как распознать, что у ребенка развивается аутизм?
Классически данное заболевание выявляют в возрасте 2-3 лет, но в ряде случаев удается заподозрить наличие проблемы раньше, либо (что, к сожалению, намного хуже!) позже. Диагностику должен проводить специалист в области детской психологии, так как симптомы аутизма весьма разнообразны, и заметить их у некоторых малышей весьма непросто. Рассмотрим симптоматику, которую можно выявить у детей различного возраста.
В 6 месяцев ребенок:
• не фиксирует взгляд, плохо идет на зрительный контакт;
• практически не улыбается и не гулит.
В 9 месяцев малыш почти не улыбается, не проявляет эмоции.
Ребенок в 1-2 года:
• издает крайне мало звуков;
• не реагирует на оклик по имени;
• не использует жесты, не тянет ручки, не показывает на предметы и т.д.;
• не говорит даже простые слова и фразы, не повторяет их за взрослыми.
В более старшем возрасте ребенок:
• утрачивает социальные навыки, речевые функции;
• избегает зрительного контакта;
• любит одиночество;
• часто и монотонно повторяет одинаковые слова, фразы;
• имеет ограниченные интересы (занимается изучением лишь одной игрушки или предмета, а на все остальное не реагирует);
• повторяет одинаковые движения;
• проявляет резкую реакцию на звук, необычный вкус, свет, запах. Обычно разные раздражители вызывают плач, крик или стремление укрыться в укромном месте.
Довольно часто поведение таких детей пугает окружающих. Ребенок с аутизмом может разговаривать, растягивая фразы или напевая, порой его речь может напоминать голос робота. Аутисты могут кусаться, громко реветь, биться головой о стену, но чаще стремятся уединиться и абстрагироваться от всего мира в своей собственной «вселенной».
Как помочь страдающему аутизмом?
Естественно, при обнаружении признаков данной патологии ребенка следует как можно быстрее показать профильному специалисту. Врачи используют множество различных методик, направленных на минимизацию симптоматики, улучшение коммуникативных навыков, облегчение процесса освоения нового материала и так далее. Как правило, реабилитация страдающих аутизмом людей включает:
• коммуникативную или поведенческую терапию. Психологи и невропатологи проводят с детьми занятия, направленные на развитие социальных навыков, их правильное применение в соответствующих ситуациях;
• коррекционную педагогику. Этот метод представляет собой особую, специально разработанную программу, состоящую из практических упражнений и особых игр. Эта группа упражнений направлена на улучшение навыков коммуникации, социальной адаптации детей;
• семейную терапию. Такие занятия задействуют всех членов семьи, способствуют улучшению взаимопонимания между ребенком и родителями. На встречах отрабатываются специальные навыки и упражнения, в которых будут участвовать все члены семьи вместе или конкретный родитель поодиночке;
• лекарственная терапия. Как правило, доктора применяют успокоительные, ноотропные средства, а также медикаменты, положительно влияющие на метаболизм и биохимию головного мозга;
• сопутствующая терапия. Как правило, вместе со специальными занятиями в психологическом формате дети с аутизмом дополнительно работают с дефектологами, логопедами, проходят курсы физиотерапии, посещают уроки рисования и так далее.
Да, полностью победить аутизм невозможно, однако известно множество случаев, когда правильная коррекция образа жизни и регулярные занятия помогали ребенку практически не отставать от сверстников и не испытывать особых проблем во взрослом возрасте.
Чтобы свести проявления аутизма к минимуму, специалисты советуют, прежде всего, наладить постоянное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Чтобы держать вопрос аутизма под контролем, медики советуют внимательно следить за развитием грудных детей! Чем раньше будут замечены признаки заболевания, тем быстрее появится возможность начать проводить адекватные мероприятия по его коррекции.
Список используемых источников
1. Аппе, Франческа Введение в психологическую теорию аутизма / Франческа Аппе. - М.: Благотворительный фонд "Теревинф", 2011. - 216 c.
2. Гилберт, К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие / К. Гилберт. - М.: Книга по Требованию, 2008. - 144 c.
3. Грэй, Джон Дети с небес. Дар аутизма (комплект из 2 книг) / Джон Грэй , Уильям Стиллмэн. - М.: ИГ "Весь", София, 2010. - 560 c.
4. Питерс, Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию / Т. Питерс. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 240 c
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат