Присада О.Ю.
Учет психофизиологических особенностей школьников в обучении
В современной школе перед учителем стоит много проблем. Одна из основных – сохранение здоровья школьника. Но как этого добиться при существующих условиях обучения? Ни для кого не секрет, что учащиеся испытывают существенные информационные нагрузки на всех уроках. И часто возникает такая проблема: внимательно слушал на уроке, прилежно работал, а в результате информация усвоена не в полном объёме. Почему возникает эта проблема?
При становлении системы образования одной из основных задач является личностно ориентированные подход. В этих отношениях важно учитывать не только умственные возможности и способности учащегося, но и их «природу». Не стоит забывать, что перед вами ребёнок с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.
Восприятие – отражение предметов и явлений окружающей нас действительности, при непосредственном воздействие на органы чувств. Часть информации мы воспринимаем через зрительный канал, часть через слух и часть через ощущения, вкус и запах. Психологи утверждают, что для восприятия окружающего мира у всех людей существуют 3 канала: визуальный (глаза), аудиальный (уши) и кинестетический (органы осязания и обоняния). Однако, у каждого человека какой-то один канал выражен сильнее, а остальные слабее.
М. Даймонд из университета в Беркли в качестве практических шагов рекомендует выстроить для учащихся мультисенсорную среду с плакатами, музыкой, приятными ароматами, интерактивной деятельностью, разнообразными помещениями, большими внутренними пространствами, гибкой средой, открытой для всяческих новшеств, в которой школьник будет развивать категориальное и комбинаторно-логическое мышление, умение различать причинно-следственные связи и классифицировать.
Индивидуальность человека, особенности его психики зависят от того, какое из полушарий приобретает ведущее значение. Но нельзя воспринимать асимметрию буквально, каждое решение принимается обоими полушариями совместно, между ними проходят миллионы информационных каналов.
Учитель должен предусматривать широкие возможности для вовлечения учащихся в разнообразную по содержанию и формам учебно-познавательную деятельность, применения различных методов и приемов обучения. При этом недогрузка мозга, так же, как и его перегрузка, могут оказать отрицательное воздействие на его развитие.
Взяв за основу слова И. Соньера: «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие, обучая правое полушарие, – вы обучаете весь мозг!», и Р. Сперри о том, что «в нашей современной школьной системе внимание, уделяемое младшему полушарию мозга, минимально по сравнению с чрезмерной тренировкой левого, или главного полушария», они идут по самому простому пути противопоставления функций полушарий, несмотря на то, что невозможно допустить их самостоятельное изолированное функционирование при обеспечении познавательной деятельности.
Важно подобрать адекватный способ проверки знаний. Для правополушарного это будет устный опрос, который даст им возможность проявить свои творческие способности, а для левополушарного лучше всего подходят письменные опросы, вопросы «закрытого» типа. Следует отметить, что не нужно обучать детей раздельно или всегда предлагать им упражнения, «подходящие» под их латеральный профиль.
Важно, чтобы учитель при помощи предварительного тестирования определил предпочтительные когнитивные стратегии обучающегося, а затем, уже зная его сильную сторону, учить его сразу справляться с проблемными заданиями, чтобы при этом работали сразу оба полушария. Таким образом, обучение проходит в смешанных группах, при этом обучающиеся помогают друг другу и, выполняя разнообразные задания, обогащаются стратегиями не доминантного полушария.
Следовательно, учёт психофизиологических особенностей учащихся при организации процесса обучения и воспитания будет способствовать положительному усвоению материала, реализации их творческого потенциала.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат