Формирование грамотного письма у младших школьников
Комина Ольга Ивановна
учитель начальных классов, МОУ «СОШ № 9» , г.Энгельс Саратовская область
Развитие орфографической грамотности – важная задача в обучении младших школьников русскому языку. Орфограммы изучаются школьниками, начиная с 1 класса.
В обучении русскому языку в начальной школе выделяются следующие орфограммы: 1. Обозначение звуков буквами: 1)слабая позиция гласных и согласных звуков; 2)сильная позиция гласных и согласных звуков; 2. Орфограммы, которые не связаны с обозначением звукового состава морфем: 1)заглавная буква в начале предложения и в именах собственных; 2)слитное написание приставок и раздельное написание предлогов; 3)перенос слов; 4)сокращение слов.
Рассмотрим некоторые причины неправильного написания слов, когда ученик знает правило, но не может применить его на практике. Например, это появляется в том случае, когда у ученика не сформировано умение находить подобные слова. Ученик не может поставить орфографическую задачу. Для формирования грамотного письма рекомендуется работать систематически.
Выделим этапы работы над орфограммами в начальной школе:
Найти
проблемное место;
Определить – можно его проверить или нет;
Найти способ решения вопроса, связанного с проверкой;
Определить для себя алгоритм действия;
Использовать этот алгоритм на практике;
Написать слова и проверить их правильность в словаре.
Для формирования орфографической грамотности можно
использовать психофизиологические особенности, связанные со зрением, слухом, а также с механизмами письма и произношения.
Зрение. Не писать слова в тетради, если не уверен в его написании. При
написании слова неправильно слова запоминаются и потом дети делают ошибки в написании этих слов.
Слух. Проговаривание слов вслух. Например, можно проверять ошибки
по цепочке. Один ученик правильно произносит слово, а другие запоминают, как оно пишется, и исправляют в случае несовпадения.
Письмо. Можно записывать
слово несколько
раз в строчку. Рука сама
«запоминает» правильное написание слов.
Произношение слова. Несколько раз произносить слово вслух
правильно.
Все вышеназванное подводит нас к необходимости формулирования следующих задач:
1) научить детей различать виды орфограмм и применять их на письме. В 1 классе можно давать детям слова, в которых пропущены буквы. Ученик действует по принципу «знаю букву – пишу, не знаю – пропускаю и ставлю сигнал опасности»;
2) научить учеников пользоваться орфографическим словарем. В классе должны лежать словари, чтобы дети при необходимости могли проверить правильность написания слов;
3) каждый день записывать трудные слова на доске и проверять усвоение с помощью диктантов.
Нужно научить детей видеть орфограммы и уметь проверять написанные слова при помощи правил. В 1 классе нужно научить детей подчеркивать орфограммы. Чтобы научить детей видеть использованные в тексте орфограммы, можно применять различные виды диктантов: объяснительный, письмо по памяти, предупредительный, зрительный.
В 3 и 4 классах нужно проводить диктанты «Проверь себя». Учащиеся должны найти орфограмму и определить в чем заключается затруднение и местоположение орфограммы в слове, то есть в корне слова или в приставке, в суффиксе или в основе, в окончании. Дети учатся спрашивать, теряют страх перед письмом. С помощью этого возникает возможность предупреждения ошибок. Эти навыки совершенствуются из года в год.
Из этого можно сделать вывод, что учить детей правильному написанию слов нужно с 1 класса и в течение всего периода обучения в начальной школе.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат