Нетрадиционная здоровьесберегающая технология биоэнергопластика.
Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!
В. А. Сухомлинский
Нетрадиционная здоровьесберегающая технология биоэнергопластика. Что же это такое? Уверенна, что многие из вас применяют в свой работе элементы этой технологии.
Термин «биоэнергопластика» состоит из трех базовых понятий:
«био» — человек как биологический объект;
«энергия» — сила, необходимая для выполнения действий;
«пластика» – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, характерезующиеся непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Именно эти движения являются основой биоэнергопластики.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, свободны, то помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме человека. А это в свою очередь оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности и развитие координации движений.
Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Отечественый физиологи такие как Бехтерев, А. А. Леонтьев в своих исследованиях потверждают факт связи развития рук с развитием мозга. Взаимосвязь моторной и речевой зон подтверждается и тем, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий человек непроизвольно высовывает язык.
Мы знаем, что самый благоприятный период для развития речи – это дошкольный, когда кора больших полушарий головного мозга еще окончательно не сформирована. На всех этапах жизни ребенка движения пальцев рук играют важнейшую роль. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга. Не могу не согласиться с Василием Александровичем Сухомлинским, который сказал «Источник способностей и дарования детей – на кончиках пальцев» и древнегреческий философ, воспитатель А. Македонского Аристотель говорил, что «Рука – это инструмент всех инструментов».
Так вот биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.
Основной принцип биоэнергопластики это сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата.
Применение в работе с дошкольниками элементов биоэнергопластики включает в себя три основных этапа
Первый диагностический, на этом этапе мы проводим обследования общей, мелкой и артикуляционной моторики детей.
Второй этап эмоциональный, то есть создание положительного эмоционального настроя
Третий этап основной, то есть непосредственно отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением рук.
Отработку артикуляционных упражнений проводим с использованием зеркала. В процессе отработки рука в упражнение не вовлекается. Демонстрируя дошкольникам упражнение, педагог сопровождает показ одной рукой. После отработки к артикуляционному упражнению присоединяется сначала ведущая рука (движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными) и постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
Обратите, пожалуйста внимание на доску. Я хочу показать вам несколько артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики.
С целью повышения эмоционального настроя детей в таких упражнениях можно применять игровой персонаж («Волшебные перчатки», «Обезьянка») а так же счёт, музыку и стихи.
Использование элементов биоэнергопластики в работе с дошкольниками способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности.
Свой доклад хочу закончить такими словами. Человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. Вот почему следует помнить, что для обучения ребенка необходимо движение!
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат