Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя.
Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога. Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
В настоящее время меняется основная функция педагога: из передатчика информации превращается в менеджера, где главное для него — управлять процессом обучения. Новый тип обучения — деятельностный. Поэтому современный учитель по новой парадигме образования должен уметь диагностировать деятельность, явления, факты, ставить цель, прогнозировать и планировать деятельность в соответствии с целями, управлять и корректировать процесс деятельности, анализировать и рефлексировать результаты деятельности, адаптировать, моделировать, экспериментировать и вводить новое в свою деятельность.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Есть несколько способов повышения профессиональной компетентности педагога:
- курсы повышения квалификации, в т.ч. дистанционные;
- аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию;
Здесь нельзя не сказать о создании портфолио учителя.
Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
- самообразование, основными характеристиками которого являются: свобода выбора круга интересующих проблем и построение собственной образовательной траектории в соответствии со своими возможностями и способностями, самостоятельная работа с источниками информации и самостоятельная организация процесса самообучения.
- исследовательская и экспериментальная деятельность;
Здесь можно отметить совместную деятельность с учащимися – работу над созданием проектов.
Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.
Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.
- инновационная деятельность;
- активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, вебинаров, конференций, мастер-классов, проведении открытых уроков;
- использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий, в т.ч. интерактивных;
Одним из показателей качества образования и воспитания является использование учителями в образовательном процессе новых методик и технологий.
Одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя является степень его готовности к использованию современных информационно-коммуникационных технологий в своей профессионально-педагогической деятельности. Интерактивное обучение с каждым годом завоевывает всё больше сторонников в профессиональном образовании, широко используется педагогами. Интерактивное обучение позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим.
С помощью интерактивной доски можно создать не просто презентацию-сопровождение для урока математики, а интерактивную модель для демонстрации текстовых задач, решения уравнений и других ключевых тем. Применение интерактивных моделей и динамических FLASH - презентаций является одним из наиболее эффективных способов внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс.
Например:
на уроке математики в 6 классе, посвящённом решению уравнений с помощью новых алгебраических правил (перенос слагаемых из одной части в другую) можно увидеть лишь исходный и конечный результат. А на экране можно показать динамику переноса слагаемых из одной части в другую.
возможности анимации позволили мне показать учащимся при изучении темы задачи на движение
само движение
: навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием. Раньше я рисовала
задачи на бумаге, доске, где пешеходы, велосипедисты, насекомые, животные или автомобили двигались с различными скоростями. Не хватало в моих рисунках одного, но самого главного - движения.
возможности анимации помогают при раскрытии скобок, приведении подобных слагаемых,
при умножении десятичных дробей,
введении
геометрических понятий.
Активное внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс позволяет обеспечить повышение уровня профессиональной компетентности учителей, изменяются мотивационные стимулы: учителя стремятся к профессиональному росту и личностной самореализации, включаются в поиск новых путей совершенствования процесса обучения
- участие в различных конкурсах;
Большую роль играют профессиональные конкурсы педагогического мастерства. Они дают педагогу возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным обществом его педагогической деятельности, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания, повысить свой профессиональный уровень.
В текущем учебном году педагоги нашей школы активно участвовали в профессиональных конкурсах различных уровней, представляя опыт своей работы.
Например, на международном образовательном педагогическом портале Педагогическое информационное агентство "CREATIV",
Также на Информационном Центре «Матрица Интеллекта», который предлагает Всероссийские конкурсы для педагогов и обучающихся образовательных учреждений.
- обобщение и распространение опыта, создание собственных публикаций.
Школа сегодня призвана создавать условия для развития и саморазвития личности ученика. Это по силам лишь тем педагогам, которые способны не только преподавать знания учащимся, но и развивать их, учить усваивать тот или иной материал, используя индивидуальные способы и средства освоения этого материала. Основные преобразования, возможно, лишь при условии изменения позиции самого учителя.
«Кто не учится, тот не имеет права учить».
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат