Конспект урока ИЗО (4 класс)
Тема: "Нетрадиционные техники рисования"
Цель: Ознакомление обучающихся с нетрадиционными техниками рисования (граттаж, монотипия).
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с нетрадиционными художественными техниками рисования необычными материалами и инструментами;
- Изучить новые термины;
- Создать творческий проект «Полет на Марс»
Развивающие:
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, познавательный интерес;
- Развивать творческие способности, художественное мышление, воображение и фантазию;
- Развивать эмоциональную сферу и эстетические чувства;
Воспитательные:
- Воспитывать стремления к творческому поиску;
- Формировать потребность в самовыражении: трудолюбие, аккуратность,
самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим: готовность
сотрудничать, доброжелательность, вежливость.
Тип занятия: изучение новых знаний.
Форма занятия: игра - путешествие
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, игровой, проектный.
Технологии: ИКТ, игровая, здоровьесберегающая, поисковая.
Оборудование, необходимое для занятия:
Для учителя:
Магнитофон, мультимедийная установка
Оформление доски: законы космонавтов, термины.
Магнитная доска.
Для учеников:
Памятки по последовательности выполнения работы, памятки по охране труда.
Фломастеры.
Бумага с восковой основой для работы в технике граттаж, палочки для процарапывания.
Листы бумаги с кляксами.
Оформление кабинета:
Плакаты с законами космонавтов:
Только сильных звездолет может взять с собой в полет;
Космонавтом хочешь стать - должен много-много знать;
Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд;
Очень дружно мы живем, скучных в космос не возьмем.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Организация восприятия.
3. Практическая работа.
4. Первичная проверка знаний
5. Анализ.
6. Рефлексия
Структура урока.
Сегодня мы отправимся в Космическое путешествие, и научимся рисовать с помощью необычных техник. Работы предстоит много, поэтому прошу вас быть внимательнее, помогать друг другу. Работать мы будем в группах, еще каждый поработает самостоятельно. А результатом нашей совместной деятельности будет коллективная работа под названием «Полет на Марс».
Мне очень интересно узнать, что вы знаете о космосе, и сейчас я проведу небольшую викторину, вопросы будут в виде загадок, а по правильным ответам пойму, что вам уже известно.
Рассыпалось ночью зерно,
А утром - нет ничего... (Звезды)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснет ... (Луна).
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект …. (Комета)
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в … (Телескоп)
Вы многое знаете про космос, молодцы.
Послушайте, что я вам еще расскажу.
С древних времен люди начали изучать ночное небо. У нас в Ширинском районе, в местности под названием Сундуки находится единственная в России астрономическая обсерватория. Здесь древнехакасские астрономы, отслеживали небесные явления.
Каждый астроном древности мечтал подняться высоко, высоко в небо достать до звезд. И вот 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль - спутник «Восток» с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. В этот день сбылась вековая мечта человечества.
А как же он улетел в космос?
Полетел он на ракете. Показать, как летит ракета в космос?
(Надуваю воздушный шарик и зажимаю отверстие пальцами. Потом разжимаю пальцы, и шарик резко вырвется вверх.)
Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится шарик упадет. Вот примерно по - такому принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее.
Сегодня наш отряд юных космонавтов отправится в путешествие на ракетах.
Я буду командиром отряда космонавтов. (одеваю на шею звездочку)
Мои помощники - командиры космических экипажей, выберите их, пожалуйста, в своих группах (вешаю на шею звездочку), все остальные будут космонавтами.
Теперь придумайте название своему экипажу («Ракета», «Луноходчик»,..), и отличительный жест, которым покажете, что вы готовы к полету. (дети придумывают названия и свой жест)
Экипажи готовы? (Экипажи демонстрируют отличительный жест)
Мы совершим полет на Марс. Давайте посмотрим на карту путешествия. Нам предстоит стартовать с Земли. Затем пролетев сквозь звезды, мы сделаем посадку на Марсе. Потом мы вернемся на Землю. Наш отряд юных космонавтов состоит из экипажей, в каждом из них свой командир. Космонавты! Во время полета будьте очень внимательны! Слушайте своих командиров!
Чтобы лететь, нам нужен.... космический корабль.
Корабли подготовлены к полету. (учитель крепит картинки ракет на Землю)
Отправляемся к Марсу сквозь звезды. Давайте посмотрим в телескопы на звездное пространство. (Дети смотрят в телескопы, ладошки сложенные в трубочку)
Замечено, что звезды не просто рассыпаны по небу, а как бы образуют различные фигуры - созвездия, которым были присвоены названия.
Ребята, названия, каких созвездий знаете вы?
На нашей карте нет, ни одного созвездия давайте все вместе нарисуем звездочки и изобразим созвездия Большой медведицы и Кассиопеи – это созвездия нашего северного полушария, наблюдать вы их можете каждую ясную ночь. Взгляните на экран, вот так они выглядят.
Рисовать звезды мы будем с помощью техники «Граттаж». Выцарапывать их. Для каждого я приготовила вот такую заготовку - лист бумаги хорошенько натерла парафиновой свечкой, потом покрыла черной гуашью с жидким мылом, парафин имеет жирную основу, а мыло ее нейтрализует, обезжиривает, без мыла гуашь будет скатываться, не прилипнет. Когда гуашь высохнет, можно взять палочки, и нарисовать звездочки. Ребята, когда приступите к работе с палочками будьте осторожны они острые, при резком движении можно пораниться. Только будьте аккуратнее, в технике процарапывания ошибки исправить нельзя.
По образцу на заготовках дети рисуют звездочки. Дети приступают к выполнению работ под музыку. (По мере необходимости оказываю помощь советом, показом приемов возможного выполнения работы
Экипажи выполнили задание? (Экипажи демонстрируют отличительный жест)
Давайте готовые звездочки приклеим на карту в виде созвездий. Капитаны мне помогут. (звезды крепятся на карту)
Какие созвездия мы изобразили? Созвездие Большой Медведицы имеет форму ковша, Созвездие Кассиопеи похоже на букву М.
Продолжаем полет к Марсу. Ребята, скажите, а как чувствуют себя космонавты в космосе? В космосе безвоздушное пространство – невесомость. Космонавты давайте все встанем со своих мест, и представим, что мы вышли в открытый космос и полетаем среди звезд.
Молодцы, вы хорошо изобразили космонавтов в невесомости. Теперь присядем.
Продолжим наш полет. Давайте посмотрим в телескопы на звездное пространство. (Дети смотрят в телескопы, ладошки сложенные в трубочку)
Марс находится далеко, и там живут загадочные инопланетяне, они необычны. Но здесь никого нет. Что же случилось? Марсиане нам оставили письмо, давайте прочтем!
«Дорогие земляне! Извините нас за то, что Вас не встретили. У нас очень важное задание. Мы оставили для вас свои фотографии, но космический дождь смыл наши изображения. Дорисуйте их, пожалуйста. Мы будем очень рады! Марсиане»
Учитель показывает кружочки-кляксы.
Но чтобы дорисовать портреты, что нам нужно? Фломастеры.
Давайте, восстановим портреты Марсиан и дадим им имена. (Звучит спокойная мелодия, дети рисуют портреты инопланетян).
Экипажи выполнили задание? (Экипажи демонстрируют отличительный жест)
Учитель готовые рисунки приклеивает вокруг планеты Марс.
Техника, в которой сделаны эти кляксы, называется - монотипия, это отпечатки. Делается она просто, лист бумаги сворачивается пополам, на одной стороне рисуем жидковатой краской разных цветов кляксу или пятно, потом накрываем второй половинкой и прижимаем рукой, вуа-ля необычный по цвету и форме отпечаток готов. (демонстрирую последовательность)
Самооценка проекта при помощи наводящих вопросов (беседа).
Скоро будет дан старт к вылету обратно на землю, чтобы мы могли взлететь, вы должны ответить правильно на несколько вопросов и решить кроссворд.
Ребята, давайте проверим, правильно ли вы ответили на вопросы в кроссворде, взгляните на экран.
Молодцы все справились. Отправляемся домой на Землю.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Спасибо вам ребята за сотрудничество. Посмотрите, какой замечательный проект под названием «Полет на Марс» у нас получился. Мы сделали его все вместе, научились работать в двух необычных техниках рисования. И всю эту красоту я вам оставляю. Хочу подарить вам технологические карты, чтобы вы могли самостоятельно рисовать в технике Граттаж и Монотипия, а может кого-нибудь научите. До свидания.
Кроссворд
11
Г
22
М
Р
О
44
Г
А
Г
А
Р
И
Н
Т
О
33
Т
Т
Т
Е
А
И
Л
Ж
П
55
Е
И
К
А
С
С
И
О
П
Е
Я
К
О
П
Вопросы по вертикали:
Нетрадиционная техника рисования, процарапывания рисунка.
Нетрадиционная техника рисования, при рисовании которой получаются отпечатки
Приспособление для наблюдения за звездами
Вопросы по горизонтали:
Фамилия первого космонавта полетевшего в космос.
Небесное созвездие своей формой похожее на букву W
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат