Воспитательный потенциал методики Е.А. и Б.П. Никитиных.
Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины известны как авторы нетрадиционной системы воспитания детей.
Рис. 1. Б.П. и Е.А. Никитины. Семья Никитиных с детьми.
На примере собственных детей Б.П. и Е.А. Никитины убедились, что «первые годы жизни - самое благодатное время, когда разумные заботы мамы и папы дадут самые богатые плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя столь же успешно вырастить позже». Что делать родителям, которые хотят, чтобы ребенок своевременно и полноценно развивался в младенчестве и дошкольном возрасте?
Опыт Никитиных показывает: родители должны постараться окружить детей такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в них именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Игры Никитина, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка, - неотъемлемая часть этой среды.
Основная идея методики Никитиных - НУВЭРС - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей во всех видах человеческой деятельности. Но для наиболее эффективного развития ума и тела существует определенное время и определенные условия. Если способности вовремя не нашли своей реализации, то их потенциал угасает. Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, потом развиваются в большей степени.
Никитин считает, что у родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему. Для этого надо создать «опережающие» условия и богатую развивающую среду
Основные принципы методики Никитиных.
р
аннее начало использования развивающих технологий;
наличие развивающего окружения, создание в семье обстановки опережающего развития;
обеспечение обстановки "максимального напряжения сил";
обеспечение ребенку свободы в выборе вида деятельности;
умная помощь взрослого.
Основные правила организации развивающих игр.
Ребенка надо заинтересовывать, а не заставлять, не доводить игру до пресыщения.
Все игровые задания дети должны выполнять самостоятельно без подсказок, в том числе и поиск о
шибок.
Прежде чем давать игровой материал детям, необходимо овладеть им самому, четко уяснить цели и правила игры. Ощутить сравнительную трудность заданий.
Начинать надо с заведомо посильных для ребенка заданий. Успех в начале
работы с игровым материалом обязателен.
В случае если ребенок не справился с очередным заданием необходимо отложить его выполнение, сделать перерыв на несколько дней и затем начать с более легкого задания.
Необходимо внимательно наблюдать и
регистрировать успехи детей. На основе наблюдения и анализа результатов игровой деятельности ребенка следует решать, какое новое задание или игровой материал ему предложить.
Игра должна приносить радость ребенку, необходимо эмоционально от
мечать каждый успех ребенка, удерживаться помнить о волнообразном характере увлечения детей. В случае если интерес к игре пропал, следует ее на некоторое время убрать, а затем снова показать ее ребенку и вызвать новую волну интереса.
Нел
ьзя хранить игровые материалы Никитиных (и подобные им) вместе с другими игрушками, это подчеркивает их особый статус и возбуждает интерес ребенка.
Необходимо создавать во время игры непринужденную обстановку, не сдерживать двигате
льную активность ребенка.
После выполнения очередного задания необходимо сделать запись в дневник, записи особо необходимы при возможном перерыве в занятиях.
Рекомендуется устраивать соревнования с участием взрослых, при действительных пораже
ниях смело признавать себя побежденным.
Характерные особенности развивающих игр.
Каждая игра Никитиных представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора - ме
ханика и т.д.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Задачи
расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к
сложному
.
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей:
от
доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэто
му игры Никитина могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).
Постепенное возрастание трудности задач в играх Никитиных позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие
спосо
бности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.
Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осущ
ествляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.
Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, не
делю, месяц или даже больше.
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей.
Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания.
Именно благодаря этому игры Никитина создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта.
При этом разные игры Никитина развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
В Германии создан «Институт Б.П. Никитина», в Японии методики и развивающие игры вот уже третье десятилетие используются во многих ДОО.
Работы Б.П. Никитина выдержали более 20 переизданий в Германии, Японии, издаются в 11 странах мира.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат