Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Воспитательный потенциал Е.А. и Б.П. Никитиных.. Работа №53433

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Воспитательный потенциал Е.А. и Б.П. Никитиных.
Работа:

Воспитательный потенциал методики Е.А. и Б.П. Никитиных.

 Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины известны как авторы нетрадиционной системы воспитания детей.

Рис. 1. Б.П. и Е.А. Никитины. Семья Никитиных с детьми.

 

На примере собственных детей Б.П. и Е.А. Никитины убедились, что «первые годы жизни  - самое  благодатное  время,  когда  разумные  заботы  мамы  и  папы  дадут  самые богатые плоды,    которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя  столь  же  успешно  вырастить  позже». Что  делать  родителям,  которые хотят, чтобы ребенок своевременно и полноценно развивался в младенчестве и дошкольном  возрасте?  

Опыт  Никитиных  показывает:  родители  должны постараться  окружить  детей  такой  средой  и  такой  системой  отношений, которые  бы  стимулировали  самую  разнообразную  творческую  деятельность  и  развивали  бы  в  них  именно  то,  что  в  соответствующий  момент способно наиболее эффективно развиваться. Игры Никитина, способствующие развитию  интеллектуальных  и  творческих  способностей  ребенка,  - неотъемлемая часть этой среды.

Основная идея методики Никитиных -  НУВЭРС -  Необратимого Угасания Возможностей  Эффективного  Развития  Способностей.  Каждый  здоровый ребенок,  рождаясь,  обладает  колоссальными  возможностями  развития способностей  во  всех  видах  человеческой  деятельности.  Но  для  наиболее эффективного  развития  ума  и  тела  существует  определенное  время  и определенные условия. Если способности вовремя не нашли своей реализации, то  их  потенциал  угасает.  Способности,  получившие  поддержку  на  ранних стадиях жизни, потом развиваются в большей степени.

Никитин  считает,  что  у  родителей  должна  быть  только  одна  цель:  не мешать  развитию  ребенка,  а  помогать  ему.  Для  этого  надо  создать «опережающие»  условия  и  богатую  развивающую  среду

Основные принципы методики Никитиных.

р

аннее начало использования развивающих технологий;

наличие  развивающего  окружения,  создание  в  семье  обстановки опережающего развития;

обеспечение обстановки "максимального напряжения сил";

обеспечение ребенку свободы в выборе вида деятельности;

умная помощь взрослого.

 

 

Основные правила организации развивающих игр.

Ребенка  надо  заинтересовывать,  а  не  заставлять,  не  доводить  игру до пресыщения.

Все игровые задания дети должны выполнять самостоятельно без подсказок, в том числе и поиск о

шибок.

Прежде  чем  давать  игровой  материал   детям,  необходимо  овладеть  им самому,  четко  уяснить  цели  и  правила  игры.  Ощутить  сравнительную трудность заданий.

Начинать  надо  с  заведомо  посильных  для  ребенка  заданий.  Успех  в  начале

работы с игровым материалом обязателен.

В  случае  если  ребенок  не  справился  с  очередным  заданием  необходимо отложить его выполнение, сделать перерыв на несколько дней и затем начать с более легкого задания.

Необходимо  внимательно  наблюдать  и  

регистрировать  успехи  детей.  На основе  наблюдения  и  анализа  результатов  игровой  деятельности  ребенка следует решать, какое новое задание или игровой материал ему предложить.

Игра  должна  приносить  радость  ребенку,  необходимо  эмоционально от

мечать  каждый  успех  ребенка,  удерживаться  помнить  о  волнообразном характере увлечения детей. В случае если интерес к игре пропал, следует ее на  некоторое  время  убрать,  а  затем  снова  показать  ее  ребенку  и  вызвать новую волну интереса.

Нел

ьзя  хранить  игровые  материалы  Никитиных  (и  подобные  им)  вместе  с другими  игрушками,  это  подчеркивает  их  особый  статус  и  возбуждает интерес ребенка.

Необходимо  создавать  во  время  игры  непринужденную  обстановку,  не сдерживать двигате

льную активность ребенка.

После  выполнения  очередного  задания  необходимо  сделать  запись  в дневник, записи особо необходимы при возможном перерыве в занятиях.

Рекомендуется  устраивать  соревнования  с  участием  взрослых,  при действительных пораже

ниях смело признавать себя побежденным.

Характерные особенности развивающих игр.

Каждая  игра  Никитиных  представляет  собой  набор  задач,  которые  ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора - ме

ханика и т.д.

Задачи  даются  ребенку  в  различной  форме:  в  виде  модели,  плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и  т.п.,  и  таким  образом  знакомят  его  с  разными  способами  передачи информации.

Задачи

расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к

сложному

.

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей:

от

доступных иногда 2-3-летнему  малышу  до  непосильных  среднему  взрослому.  Поэто

му  игры Никитина могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).

Постепенное  возрастание  трудности  задач  в  играх  Никитиных  позволяет ребенку  идти  вперед  и  совершенствоваться  самостоятельно,  т.е.  развивать свои творческие

спосо

бности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.

Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать  ни  словом,  ни  жестом,  ни  взглядом.  Строя  модель, осущ

ествляя  решение  практически,  ребенок  учится  все  брать  сам  из реальной действительности.

Нельзя  требовать  и  добиваться,  чтобы  с  первой  попытки  ребенок  решил задачу.  Он,  возможно,  еще  не  дорос,  не  созрел,  и  надо  подождать  день, не

делю, месяц или даже больше.

Решение  задачи  предстает  перед  ребенком  не  в  абстрактной  форме  ответа математической задачи,  а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей.

Это  позволяет  сопоставлять  наглядно  "задание"  с  "решением"  и  самому проверять точность выполнения задания.

Именно  благодаря  этому  игры  Никитина создают  своеобразный  микроклимат  для  развития  творческих  сторон интеллекта.

При  этом  разные  игры  Никитина  развивают  разные  интеллектуальные качества:  внимание,  память,  особенно  зрительную,  умение  находить зависимости  и  закономерности,  классифицировать  и  систематизировать материал,  способность  к  комбинированию,  т.е.  умение  создавать  новые комбинации  из  имеющихся  элементов,  деталей,  предметов,  умение  находить ошибки  и  недостатки,  пространственное  представление  и  воображение, способность  предвидеть  результаты  своих  действий.  В  совокупности  эти качества,  видимо,  и  составляют  то,  что  называется  сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

В  Германии  создан  «Институт  Б.П. Никитина»,  в  Японии  методики  и  развивающие  игры  вот  уже  третье десятилетие  используются  во  многих   ДОО.

Работы Б.П. Никитина выдержали более 20 переизданий в Германии, Японии, издаются в 11 странах мира.

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×