«Использование нетрадиционных техник рисования на уроках изо как устойчивая мотивация к рисованию»
Баянова Елена Валерьевна, учитель ИЗО, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 5.
В теории и практике современного педагогического образования весьма актуальной является проблема развития познавательного интереса к изучаемым предметам в общеобразовательной школе. Познавательный интерес как целеполагающий мотив и движущая сила учения школьника является основой формирования ценностных ориентаций развивающейся личности. Именно познавательный интерес пробуждает в личности способность к вдохновению и творческой активности в любом виде деятельности.
Становление разносторонне развитой, яркой, самодостаточной, творчески активной личности — ведущая задача образования. Особенно важно стимулировать природную любознательность и познавательную активность обучающегося новыми увлекательными видами художественной деятельности. Создание оригинальных композиций в нетрадиционной технике рисования является эффективным средством самовыражения, расширяет границы творческой фантазии, пробуждает вкус к художественной импровизации, развивает и тренирует ручные умения, проявляет чувство формы, цвета. Нетрадиционные способы рисования привлекают обучающихся художественной эффектностью и непредсказуемостью результата, необычной техникой исполнения, не требующей особых ручных навыков и способностей, а больше напоминающей игру, которая помогает раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей действительности. Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе личного художественного творчества, в практической работе с разнообразными художественными материалами .
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде — обязательные требования к определённым заданиям программы. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью обучающегося. В.А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Школьный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и устойчивым увлечением.
Все любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на уроках, обсуждение с коллегами в рамках городского методического объединения привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у обучающихся, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, можно сделать вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, обучающийся получает возможность выбора.
На уроках изобразительного искусства с использованием нетрадиционных техник развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Обучающийся использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует. При непосредственном контакте пальцев рук с краской познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например: монотипия, рисование нитками, рисование ребром картона, рисование с помощью соли, рисование методом напыления, рисование кляксами,
рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами, рисование по кругу, мятый рисунок,
пуантилизм. Нетрадиционные техники не утомляют, у обучающихся сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед.
Нетрадиционная техника рисования дает возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, обучающийся получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.
Большинство специалистов - психологов и педагогов сходятся во мнении: детское рисование – это один из видов аналитика - синтетического мышления. Рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нём, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нём. Вот почему, по мнению учёных, рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью». Использование нетрадиционных техник рисования помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Ведь для того, чтобы обучающийся справился с работой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию. А в процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в изобразительной деятельности однообразия и скуки. Затратив усилие и получив одобрение, обучающийся испытывает радость, поднимается его настроение. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.
В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Каждая из существующих нетрадиционных техник – это маленькая игра.
На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей. Из многолетнего опыта работы стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию интеллекта, активизируют творческую активность, учат мыслить нестандартно, развивают речь.
Литература:
Выготский
, Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» /Л.С.
Выготский
. - Москва: «Просвещение», 1991. -168
с
.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат