ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОМ МИРОВОГО ОПЫТА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ АУТИСТАМИ.
РАЗНОВИДНОСТИ И КЛАССИФИКАЦИИ
Аутизм относится к группе, состоящей из 5 заболеваний, с расстройствами развития в раннем возрасте. Для них свойственны нарушение и задержка навыков социального взаимодействия, умственного восприятия, общения, узость интересов.
Выделяется несколько разновидностей РДА
1. Синдром раннего инфантильного аутизма Каннера (классический вариант РДА);
2.Аутистическая психопатия Аспергера;
3. Эндогенный, постприступный (вследствие приступов шизофрении аутизм);
4. Резидуально-органический вариант аутизма;
5. Аутизм при хромосомных аберрациях;
6. Аутизм при синдроме Ретта;
7. Аутизм неясного генеза.
Симптомы каждого человека, страдающего аутизмом, сугубо индивидуальны. Возможны как легкая форма (узости интересов, странности при общении, шаблонная, быстрая речь), так и тяжелый тип проявлений (умственная неполноценность, немота, длительные, однотипные, бессмысленные движения).
СИМПТОМЫ И ПРИЗНАКИ
1. Врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта посредством взгляда, мимики, жеста, не обусловленная низким интеллектуальным уровнем;
2. Стереотипность поведения;
3. Необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями);
4. Нарушения речевого развития;
5. Раннее проявление – до 30-го месяца жизни.
Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3–5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. В дальнейшем острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного развития.
МЕТОДЫ РАБОТЫ с детьми-аутистами :
1. Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр)
2. Дельфинотерапия, пет-терапия, иппотерапия
3. Концепция ТЕАССН
4. Холдинг-терапия
5.Сенсорная интеграция
6. Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия)
7. Метод «Флортайм.»
Концепция ТЕАССН.
ТЕАССН – это не метод или терапия, а комплексная программа содействия и помощи людям с аутизмом. Она была создана почти 30 лет назад на основе результатов исследовательских проектов Эрика Шоплера в сотрудничестве с университетом, объединением родителей и государственными учреждениями.
Цель :
Людям с аутизмом, несмотря на тяжесть их расстройства, необходимо создавать условия для достижения максимальной степени самостоятельности и высокого качества жизни. При этом должны сочетаться два аспекта: максимально возможная интеграция в общество и наличие специального окружения, где может быть достигнута максимально высокая степень самостоятельности.
К основным принципами концепции ТЕАССН относят следующие:
1. Существенная роль сотрудничества с родителями. Родители — важный источник информации для составления программы поддержки ребенка и необходимые партнеры при осуществлении такой программы.
2. Понимание значительных отличий аутистов друг от друга (интересов, сильных/слабых сторон).
3. Необходимость полноты информации о способностях, интересах и специфических проблемах ребенка-аутиста в различных сферах жизни для индивидуального подбора и адаптации развивающей программы.
. Ориентация всех программ помощи на сильные стороны и интересы человека с аутизмом для компенсации слабых сторон
Холдинг-терапия.
Холдинг-терапия (от англ. hold — удерживать, выдерживать, владеть) была разработана американским детским психиатром Мартой Велч (М. Welch) и впервые внедрена в Материнском центре в Гринвиче, США, в 1978 году.
В «классическом» варианте процедура холдинг- терапии заключалась в следующем. В специально отведенное
время мать берет своего ребенка на руки и крепко прижимает к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях так, чтобы у нее была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к ребенку и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему. В специально оборудованном помещении для занятий родители садятся вместе с детьми, причем каждый выбирает удобную позу дляконтакта. В течение некоторого времени на фоне расслабляющей музыки проводят холдинг-терапию.
Сенсорная интеграция.
Сенсорная интеграция — терапевтический метод, направленный на работу с телом ребенка. Ребенку предлагается «взаимодействовать» со специально оборудованным помещением, где он в игре совместно с взрослыми выполняет специально подобранные упражнения на зрительно-моторную координацию, ориентацию тела в пространстве, тактильную чувствительность. Тем самым стимулируется работа органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.
Данный метод реализуется в двух глобальных направлениях:
1. Создание специальных средовых условий,
2. Развитие способов полисенсорного восприятия предполагает, во- первых, совершенствование отдельных перцептивных умений: зрительных, слуховых, тактильных и др., а во-вторых, обучение комплексному использованию этих умений, синтезу информации, поступающей от различных органов чувств.
Поведенческая терапия для аутистов (АВА- терапия).
Главная задача поведенческой коррекции аутизма у детей — это счастье ребенка, которому, несмотря на определенные нарушения в развитии, необходимо участвовать в жизни общества и желательно наиболее полноценно. На сегодняшний день поведенческая терапия для аутистов, или метод АВА, то есть прикладного анализа поведения (Applied behavior analysis), является одним из наиболее эффективных методов коррекции детского аутизма.
Поведенческая терапия для аутистов по программе АВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и, когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет.
Как работает АВА-терапия? При данном подходе все сложные для аутистов навыки, включая речь, контактность, творческую игру, умение слушать, смотреть в глаза и пр., разбиваются на отдельные мелкие блоки — действия. Затем каждое действие разучивается отдельно с ребенком, а впоследствии действия соединяются в единую цепь, образуя одно сложное действие
ЭТАП № 1: ЯЗЫК — ПОНИМАНИЕ. Специалист центра лечения аутизма дает ребенку стимул, или задание, например, «подними руку», следом дает подсказку (сам поднимает руку ребенка вверх), затем вознаграждает его за правильный ответ.
ЭТАП № 2: УСЛОЖНЕНИЕ. Когда ребенок освоит выполнение задания «кивни головой» (сокращенно «КГ») в 90% случаев, задания начинают чередовать в свободном порядке («кивни головой» и «подними руку»). Сначала «КГ» — «ПР», затем «КГ» — «КГ» — «ПР» и в любом другом порядке.
ЭТАП № 3: ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ НАВЫКОВ. Когда в запасе у ребенка накапливается много Генерализация навыков — это не что иное, как проведение упражнений в каких-то неожиданных местах, непривычных для занятий: в ванной, в магазине, на улице. Затем начинают чередовать людей, которые дают задания (специалисты, мама и папа, дедушки и бабушки, другие дети). ЭТАП № 4: ВЫХОД В МИР. Ребенок в какой-то момент не просто осваивает стимулы, отрабатываемые с ним, но и начинает самостоятельно понимать новые стимулы, без дополнительной отработки (к примеру, показывают ему один-два раза «закрой дверь», и этого уже достаточно).
Вместе с тем можно назвать более продвинутые программы АВА: «Скажи, что будет, если…» (ребенок предугадывает исход действия), «Делай, как (любое имя сверстника)», «Расскажи историю», «Позови играть (имя сверстника)» и так далее. Конечная цель АВА-терапии — дать ребенку с аутизмом средства для самостоятельного освоения окружающего мира
Метод "Флортайм".
Стратегия занятий с детьми с РАС под названием «Флортайм» (англ. «Floortime», букв. «время, проведенное в игре на полу») была предложена доктором Стенли Гринспеном в 1979 году.
Суть Floortime: это подход, в котором главная роль отводится ребенку с его особенностями.
Основная гипотеза Floortime – развитие интеллекта, навыков коммуникации, взаимоотношений со сверстниками и другими людьми возможно благодаря успешной работе с эмоциями ребенка.
Интересы ребенка — в приоритете. Floortime делает упор на игры, которые интересуют ребенка. Взрослые только подключаются к этим играм. Таким образом, следование за инициативой ребенка — главная установка в игре.
Лучший контакт — через совместную игру. Совместная игра помогает ребенку установить лучший контакт с окружающими людьми, что улучшит умение общаться и повысит интерес к другим людям.
Индивидуальный подход во всем. Поскольку главная роль отводится интересам ребенка, программы занятий существенно отличаются для каждого из детей.
Рекомендации по работе с детьми-аутистами
Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:
-Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к
этому.
-Принимайте его таким, какой он есть.
-Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
-Придерживайтесь определенного режима дня.
-Соблюдайте ежедневные ритуалы.
-Не трогайте ребенка.
-Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
-Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
-Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
-Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
-Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
-Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат