Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

ОПЫТНИЧЕСКАЯ РАБОТА В ЦВЕТОВОДСТВЕ. Работа №53478

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
ОПЫТНИЧЕСКАЯ РАБОТА В ЦВЕТОВОДСТВЕ
Работа:

ОПЫТНИЧЕСКАЯ РАБОТА В ЦВЕТОВОДСТВЕ

Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, к богатству и красоте окружающего мира.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей социоприродной среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.

Изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания.

С обучающимися младшего и среднего школьного возраста можно проводить исследования по изучению растений ближайшего окружения, среди которых существенная роль отводится комнатным растениям. Основными направлениями работ являются изучение формирования знаний и умений работы с комнатными растениями, формирование наблюдательности, экологического воспитания и т.д.

Известно, что наблюдения обогащают обучающихся конкретными фактами, лежащими в основе явлений жизни живой природы, помогают найти причинные и другие связи, делать правильные выводы и обобщения, вооружают элементарной методикой исследования жизни живой природы и умением прогнозировать последствия неправильного отношения к живым объектам. В процессе проводимых наблюдений формируется очень важное свойство личности — наблюдательность, под которой понимают свойство индивида, проявляющееся в умении подмечать существенные, в том числе и малозаметные, особенности предметов и явлений. Наблюдательность приобретается в жизненном опыте, предполагает формирование и развитие любознательности, пытливости, что способствует осознанному, целостному миропониманию ребенка. Развитие наблюдательности — важная задача формирования адекватного восприятия действительности.

Научить школьников проводить наблюдения — задача любого педагога.

Проводимые экспериментальные исследования охватывали разные уровни обучения детей. Задача состояла в том, чтобы, рассматривая состояние формирования наблюдательности у учащихся, разработать методику изучения комнатных растений и выделить серию опытов и наблюдений за ними. В основе отбора материала лежал экологический подход, а именно влияние климатических условий помещений на рост и развитие растений.

В основе методики организации наблюдений и опытов с комнатными растениями лежат разработки П.И.Боровицкого, который отмечал, что наблюдение и опыт имеют огромное значение при изучении предметов и явлений природы. Они должны быть просты и доступны, а это будет только в том случае, когда ясна цель и условия проведения опыта. Наблюдения и опыты основываются на известных учащимся фактах и закономерностях. Ход опыта должен быть понятен настолько, чтобы дети имели возможность самостоятельно сделать соответствующие выводы. Педагог не предлагает их готовыми. Простой опыт не затрудняет понимания сущности наблюдаемых явлений и вместе с тем знакомит с путями научного исследования. Опытническая работа проводится при значительной активности воспитанников, что приучает их к наблюдательности, самостоятельному изучению объектов.

Исходя из морфологического строения комнатных растений и их отношения к климатическим, экологическим факторам, составлена серия опытов и наблюдений с комнатными растениями, которые можно использовать в начальной школе (табл. 1).

Таблица 1

Опыты и наблюдения за комнатными растениями

Климатические, экологические факторы

Опыты

 

Наблюдения

 

Свет

1. Влияние затенения на рост цветочной стрелки у амариллиса.

2. Влияние освещения на окраску листьев у колеуса и аспидистры

За влиянием освещения

на интенсивность цветения азалии.

2. За движением листовых пластинок у герани.

Вода

Движение воды в стебле бальзамина.

Превращение традесканции в аквариумное растение.

Влияние полива (обильный и скудный) на растения циперус-папирус и

калла

.

За «плачем» монстеры и

сциндапсуса

перед дождем.

За влиянием опрыскивания на

облиствение

стеблей у аспарагуса.

Свойства растений

Опыты, позволяющие пронаблюдать свойства растений: плектрантус (мухогон), алоэ, примула.

.

Рост, развитие растений

Опыты по прищипыванию: для обильного цветения у жасмина, для кустистости у колеуса; по восстановлению частей растения узамбарской фиалки при размножении листом.

Наблюдения: за ритмами развития глоксинии, за скоростью роста цветочной стрелки зефирантеса, за состоянием растения кливия в период покоя.

Размножение растений

Семенами: лимон, финиковая пальма.

Стеблевыми черенками: бальзамин, гибискус, зигокактус, монстера, герань, традесканция.

Листовыми черенками: глоксиния, пеперомия, сансевиера, циперус-папирус.

Корневищем: аспидистра, сансевиера.

Делением куста: маранта

Отводками: хлорофитум

 

 

Опыт: передвижение веществ по стеблю (на примере бальзамина).

Цель: знакомство с функциями стебля растений.

Задачи: формирование представления о стебле как об органе, проводящем воду с растворенными в ней веществами; воспитание бережного отношения к комнатным растениям как живым организмам.

Оборудование: стакан с подкрашенной чернилами водой, ветка бальзамина 15-20 см.

Ход опытаВ стакан с подкрашенной водой ставим черенок бальзамина, срезанный от хорошо развитого растения. Через 10-15 минут обучающиеся замечают подъем вверх подкрашенной воды по стеблю. В дальнейшем они наблюдают переход этой воды в боковые побеги, черешки м жилки листовой пластинки. Учитель отмечает, что вода движется вверх не по всему стеблю, а по особым путям — сосудистым пучкам.

Вывод: обучающиеся приходят к мнению, что передвижение воды вверх идет по особым путям от корней к листьям. В заключение они выполняют рисунки черенков бальзамина до опыта и после него.

Опыт вызывает у ребят эмоциональный подъем, им интересно проводить такие наблюдения. Обучающиеся могут перенести то, что они наблюдали в опыте, на то, что происходит у растений в естественных условиях: по стеблю (стволу) идет подъем вверх воды с растворенными в ней минеральными солями.

Чтобы научить обучающихся определять потребности растений в свете, был проведен следующий опыт.

Опыт: влияние экологического фактора - света на окраску листьев (на примере колеуса и аспидистры).

Цель: выявление влияния освещения на окраску листьев у растений с зеленым» и пестрыми листьями.

Задачи: формирование знаний о тене- и светолюбивых растениях в зависимости от окраски их листьев; воспитание ответственности за порученное растение.

Оборудование: по два растения колеуса и аспидистры.

Ход опытаПо одному растению колеуса и аспидистры ставим на хорошо освещенное место, а другие два растения - в затененное место. Проводим наблюдения за изменением окраски листьев и выполняем рисунки листьев растений до опыта и после него.

Вывод: на основе проведенных наблюдений обучающиеся приходят к заключению, что темно-зеленым растениям требуется света меньше, растения с пестрыми листьями — светолюбивые.

Для того чтобы научить воспитанников определять потребность комнатных растений в воде и способность листьев удерживать воду, был проведен следующий опыт:

Опыт: выявление потребности в воде и ее расход у плюща воскового и традесканции.

Цель: выявление зависимости потребления воды от строения листьев.

Задачи: формирование знаний о необходимости скудного или обильного полива растений у зависимости от его листьев; воспитание ответственности при размещении растений по отношению к свету.

Оборудование: ножницы, поднос, растения - плющ восковой и традесканция.

Ход опытаОтрезаем от растений по одному листу с целой листовой пластиной и кладем их на поднос. Наблюдаем за тем, какой лист завянет быстрее. Выполняем рисунки листьев до опыта и после него.

Вывод: проводя наблюдения, обучающиеся обратили внимание, что тонкий лист традесканции завял быстрее, чем плотный, с восковым налетом лист плюща. Ребята сказали: «Из тонкого листа вода ушла быстрее, и такому растению надо больше пить». Таким образом, исходя из собственного опыта, перенося личные ощущения на живой организм комнатного растения, они сделали вывод о необходимости частого полива комнатных растений с тонкими листьями. А полив растений с плотными, имеющими защитный восковой налет листьями должен быть регулярным в соответствии с требованиями.

Интересно отметить, что некоторые свойства кактусов накапливать влагу и экономно ее расходовать обучающиеся узнали еще в детском саду. Эту особенность они проверяли на практике при уходе за комнатными растениями, применяя разный полив, а некоторые виды кактусов содержали без полива в течение двух месяцев.

Опыт работы с комнатными растения показывает, что это благодатный материал, обогащающий учащихся знаниями основ миропонимания, а планомерная работа способствует нравственному развитию, подготовке к труду и активному участию в общественной жизни.

Использованная литература:

Начальная школа № 2, 2003 – 110-113с.

Начальная школа № 12, 2004 – 44-48с.

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×