«Пушкиниана» Нади Рушевой
Надя Рушева – эта юная художница, рано ушедшая из жизни, но успевшая создать больше 10000 работ, которые выставлялись не только в Советском Союзе, но и в других странах мира. Она известна тем, что иллюстрировала произведения Пушкина, Булгакова, Толстого и других писателей, невероятно точно раскрывая их героев.
Первая выставка Нади состоялась, когда ей было всего 12 лет.
Год спустя состоялись первые выставки — в редакции журнала «Юность» и в «Клубе искусств» МГУ.
В последующие пять лет прошло ещё 15 персональных выставок - в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии и Индии [2].
Только в серии «Пушкиниана» более 300 рисунков.
Пушкину, которого Надя называла «самым родным поэтом», художница посвятила около 300 рисунков. [2].
«Пушкиниана» — один из лучших Надиных циклов. В цикле «Пушкиниана» были собраны не только иллюстрации к произведениям великого поэта, но и много портреты Пушкина и Натали Гончаровой.
Многие рисунки о детстве Пушкина созданы специально для А.И. Гессена, российского и советского журналиста и литератора, пушкиниста [4]. Арнольд Ильич Гессен говорил о Наде: «На 95-м году своей жизни я привык ничему уже не удивляться. Но – Надя Рушева! Откуда у этой девочки такое глубокое и изящное чутьё художника? Откуда такое ясновидящее проникновение в дух и настроения Пушкина и его эпохи?...»
Особенно занимал художницу лицейский период в жизни А.С. Пушкина. В качестве иллюстраций этого периода жизни поэта часто используется рисунок «Портрет друзей-лицеистов Пушкина, Пущина и Кюхельбекера» [1].
Исследуя следующий период жизни А. С. Пушкина- молодость поэта (до свадьбы с Натали Гончаровой) в работах художницы, мы отметили, что он представлен меньшим количеством рисунков, однако следует отметить, что в большинстве своем это многофигурные композиции, на которых Пушкин изображается с Анной Керн, Амалией Ризнич и некоторыми другими своими возлюбленными – «Портрет А.С. Пушкина и Анны Керн» [1].
Множество сцен из семейной жизни поэта — это многофигурные композиции, на которых обычно присутствуют сам поэт, его жена и дети, иногда няньки, друзья семьи и некоторые другие.
«Я женат — и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился» [3].
Несколько композиций посвящено смерти поэта. Видно, что это событие очень трогало Надю. Она изображает Наталью Николаевну в трауре, плачущих детей, самого умирающего Пушкина. Также есть несколько портретов, на которых представлены люди из ближайшего окружения поэта. Такова композиция на рисунке «Семья возле постели умирающего поэта» [1].
Таким образом, подводя итог, можно констатировать следующее: всю непродолжительную жизнь Надя интересовалась жизнью и творчеством А.С. Пушкина. Лчшие иллюстрации, созданные юной художницей, относятся к циклу «Пушкиниана». Образу Натальи Пушкиной, которому в творчестве Рушевой отведено значительное место, достоверно и тонко передает облик жены великого поэта. Пристальный интерес к творчеству и жизни Пушкина не оставил без внимания самый трагический момент жизни поэта - его ранение и смерть, что нашло отражение во многих зарисовках художницы.
Список литературы:
Архивные данные Специальной городской библиотеки искусств им. А. С. Пушкина. Муниципального бюджетного учреждения культуры г. о. города Воронеж.
Рушев
Н.К. Последний год Надежды. Воспоминание о моей дочери. — М.: ТЕИС,
2007.—240с.
Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. М.: ГИХЛ, 1959 – 1962. Том 10 – письма 1831 – 1837.
https://trsobor.ru/pushkin-litseist-v-risunkah-nadi-rushevo/
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат