Инновационная деятельность как путь к формированию
здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Войцева С.В.
МБОУ «Варваровская СОШ»
Алексеевский район Белгородская область
В настoящее время состoяние Российскoго государства, высочайшие темпы его развития предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Духовность, наука, армия, образование, высокие технологии, культура нужны нам как воздух. Но прекрасные идеи превратятся в пустой звук, в лозунги, если в стране нет здоровых людей.
Культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования и самообразования.
Приоритетным направлением деятельности всего общества, можно назвать охрану здоровья детей, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Учитель может работать так, чтобы обучение детей не наносило вреда здоровью школьников. 6
Говоря о здоровом образе жизни, на первое место следует поставить достаточную двигательную активность. Работа по увеличению двигательной активности ведётся на уроках и во внеурочное время. Степень успешности этой деятельности – устранение вредных воздействий (корректировка окружающей среды) и повышение устойчивости (тренировка, повышение адаптационных способностей организма). Исследования показывают, что 25% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Во время обучения в школе показатели здоровья учащихся ухудшаются (к выпускным классам процентное соотношение вырастает наполовину). С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Всё это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающего формирование у обучающихся состояний переутомления.
Система мероприятий, проводимых в нашей школе, направлена на активизацию у детей и подростков процесса формирования навыков здорового и безопасного образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью, неприятие алкоголя, табака, наркотиков, отрицательного отношения к распространению и употреблению других психоактивных веществ.
Типы технологий, реализуемых в нашей школе:
1.Здоровьесберегающие (профилактические прививки, витаминизация, организация здорового питания).
2.Оздоровительные (физическая подготовка, физкультминутки и
подвижные переменки, гимнастика).
3.Межведомственное взаимодействие по вопросам формирования
здорового образа жизни ( медицина, госнаркоконтроль, милиция,
пожарная охрана, ГБДД и др.)
4.Навыки безопасного (для здоровья личности) поведения в различных
жизненных ситуациях.
5.Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла).
6.Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию
личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, Дни
Здоровья, спортивные соревнования и т.д.).
7.Работа спортивных секций.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.3
Здоровый образ жизни:
-благоприятное социальное окружение;
- духовно-нравственное благополучие;
-оптимальный двигательный режим (культура движений);
-закаливание организма;
-рациональное питание;
-личная гигиена;
-отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
-положительные эмоции.
В школе создается здоровьесберегающая среда, предоставляющая реальную возможность каждому школьнику получить, полноценное образование, адекватное его потребностям и интересам, востребованное в современном информационном обществе. При проведении мероприятий по сохранению здоровья мы обращаем особое внимание на навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, профилактику заболеваний, негативное отношение к вредным привычкам, изучение особенностей своего организма, а также проведение оздоровительных минут во время урока, повышение интереса к предметам.
Русский язык и литературное чтение считаются трудными предметами. На этих уроках дети много пишут и читают, быстрее утомляются. На таких уроках обязательно должна проводиться гимнастика для глаз.
Различные тестовые задания с выбором ответа, игровые задания на развитие фантазии, распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать однообразия на уроке. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, позволяют снять эмоциональное напряжение.
Хороший эффект дают задания на расширение кругозора (задания должны быть интересны учащимся), формирование положительного отношения учащихся по данному предмету. Задания необходимо подбирать дифференцированно и индивидуально, чтобы все могли создать себе ситуацию успеха на каждом уроке. Поиск дополнительных материалов по темам, практические задания, осуществление проектной деятельности дают положительный результат.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому ответу, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельности. На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Физкультминутки можно проводить с музыкальным сопровождением, физкультминутки в стихах, игровые паузы, зрительная гимнастика, эмоциональная разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности. Работоспособность детей после физкультминутки становятся более активной, внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Для того чтобы помочь детям сохранить физическое психическое здоровье, не нужно организовать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, игры-считалки на переменах, подвижные игры в продленных группах, «уроки здоровья», спортивные праздники и т.д.
Работа с родителями проводится по темам: “Формирование у детей младшего школьного возраста основ здорового образа жизни”, “Игра - как фактор укрепления здоровья детей”, “ Здоровый образ жизни”. Интересно проходят совместные праздники, экскурсии. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение родителей и активизация их помощи в проведении мероприятий с детьми. Такое привлечение дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни,ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка. После проведения таких занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся более требовательными и заботливыми друг к другу.1
Школа – территория здоровья! Хочется, чтобы эти слова стали девизом каждой школы, чтобы наши дети росли здоровыми, умели ценить данное им природой великое богатство- здоровье и жизнь. А мы, учителя, будем искать самые оптимальные пути обучения детей, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы процесс учения был радостным, доступным для всех, а самое главное здоровьесберегающим.
Литература
1. Н.Б.Абросимов, И.С.Андреев, С.Ю.Купцова. Безопасность для каждого. Самара. Издательство НТЦ, 2005.
2.Т.М.Жирова. Твоя жизнь-твой выбор. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников. Волгоград, «Панорама», 2006.
3.Ю.В.Науменко. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. Москва, «Глобус», 2009.
4. Пиколов А.И. Обучение и здоровье: Методическое пособие. М., 1988.
5.Е.П.Савина, Т.А.Мацкевич, А.П.Шевченко. Школа как здоровьесберегающая система. Творчество. Самара, «Книга»,2002.
6.Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Москва, «АРКТИ», 2006.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат