МБОУ Верх-Аскизская СОШ
учитель начальных классов Сунчугашева И.И.
Формирование коммуникативной грамотности у младших школьников во внеурочной деятельности
Коммуникативная грамотность и компетентность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности, а формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно - воспитательного процесса. Свободное владение языком, которое позволит уверенно общаться с различными людьми в различных ситуациях - это одна из новых целей, которую ставит современная жизнь перед учеником.
Коммуникативная грамотность – это знание правил общения, умение соотнести их с конкретной ситуацией. Она включает культуру речи, языковую и речевую грамотность, знания о педагогике и психологии общения, знания о логике и этике общения.
В период школьного образования идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации, поэтому уже в начальной школе перед учителем стоит важная задача - привлечь внимание детей и побудить их к активному и целенаправленному общению, направленному на установление межличностных отношений со сверстниками и педагогами.
Во внеурочной деятельности возможно применение различных упражнений и игр, которые направлены на формирования коммуникативной грамотности у младших школьников.
Игра во внеурочной работе оказывает на ребенка влияние: моделирует жизненные ситуации; создает условия для взаимодействия и взаимопомощи; игра рождает положительные эмоции; создает простор для фантазии, импровизации; ребенок получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в различных условиях.
Ролевые игры применяются во время внеурочной деятельности «Такие знакомые сказки» в 1 классе для формирования коммуникативной грамотности.
Например: Сказка «Колобок»- обыгрывается слова приветствия при встрече.
Распределяются роли и обговариваются условия приветствия: Например: с Зайцем и Волком, как с приятелями, но используя разные формы приветствия; с Медведем и Лисой, как с взрослыми.
Сказка «Репка» – применение слов просьбы, когда герои зовут на помощь, чтобы вытащить репку.
Условие: не повторяться. Подсказывать можно.
Например: Дед: «Бабка, будь добра, помоги мне вытащить репку»
Бабка: «Не будешь ли так любезна, внученька, помощь нам вытащить репку».
Сказка «Курочка Ряба»
Цель: формирование умения применять слова благодарности и извинения.
Слова автора читается учителем. Учитель подсказывает, кому слова благодарности говорить, а кому извинения.
Жили себе дед да баба,
Учитель: поприветствовали друг друга.
Была у них курочка ряба.
Учитель: Курочка Ряба благодарит, что дед и баба заботятся о ней.
Снесла курочка яичко.
Яичко не простое — золотое.
Учитель: Дед поблагодарит курочку Рябу.
Баба поблагодарит курочку Рябу.
Дед бил, бил —
Не разбил.
Баба била-била —
Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула,
Яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет,
Учитель: Мышка просит извинения у деда и бабы.
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба!
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое — простое».
Учитель: Дед поблагодарит курочку Рябу.
Баба поблагодарит курочку Рябу.
Потом можно детям давать самим находить в произведении такие ситуации и обыгрывать их.
Таким образом, внеурочная деятельность оказывает большое влияние на формирование коммуникативной грамотности младших школьников, так как личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат