«Эффективные методы и приемы работы по развитию речи детей на музыкальных занятиях»
В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только около 15% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.
Особое внимание следует обратить на возможность использования музыкальных занятий, на которых работа над звуковой культурной речи должна проводиться согласованно воспитателем. Отдельные элементы музыкального занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) развивают у детей речевой слух, речевое дыхание, голос, дикцию, темп, ритм и интонационную выразительность речи.
Эти приемы во многом могут помочь в развитии звуковой культуры речи детей. Правильно используя различные части музыкальных занятий для достижения поставленной цели. Так, развитию речевого слуха способствуют пение попевок на различных звуках, песен, игры-хороводы. Для развития речевого дыхания огромное значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни.
Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом: петь громко, тихо. Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т.е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средствам овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами того не замечая, дети изучают основы поэзии!
Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка.
Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности. Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами. Кроме пения, речь можно развивать через другие виды музыкальной деятельности. Например, через музыкальные пальчиковые игры. Как известно, развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Малышам нравятся потешные игры с пальчиками. Приговаривая при этом веселые стишки, напевая короткие попевки («Сорока-Ворона», «Ладушки», «Водичка, водичка, умой мое личико»), можно превратить развивающие упражнения в увлекательное развлечение. Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем, прихлопываем различные ритмы. Нет музыкально не способных детей, это уже давно доказано.
Работая с детьми, имеющие нарушения речевой функции, можно использовать различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания и др., используется эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Логоритмика – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Она включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально - двигательные и коммуникативные игры.
Почему – Логоритмика? Все, окружающее нас живет по знакам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
Развитие слухового внимания и фонетического слуха
;
Развитие музыкального, звукового, тембрового и динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
Развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
Воспитание умения пере
воплощаться, выразительности и грации движений;
Умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физио
логического и фонационного дыхания;
Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением.
Логоритмика – это форма активной учебной деятельности, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Пальчиково - жестовая гимнастика – это инсценировка рифмованных и не только рассказов, сказок с помощью пальцев и ручек. Эти игры как бы воссоздают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы, звуковые подражания. Много игр требуют участие обеих рук. Эти игры очень эмоциональны, они захватывают детей и влияют на развитие речи, фантазии и творческой деятельности.
Пальчиковые и жестовые игры с пением – способствуют укреплению мышечного аппарата, развитию крупной и мелкой моторики рук, активизации слуховой, зрительной и речевой памяти. Позволяют значительно повысить уровень организации ребенка.
Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения, впервые были предложены В.А. Гринер для работы с заикающимися. Эти задания могут быть использованы при проведении утренней зарядки или физкультминутки, с проговариванием стихотворных строк, как с движениями, так и без них. Речь идет о произношении слов в стихотворной форме, как без движений, так и в соответствии с движениями. Ритмизированное слово в сочетании с движением облегчает речь ребенку, имеющему речевые патологии. Для проведения занятия необходимо специально подбирать материал, руководствуясь разной коррекционной направленностью логоритмических занятий. Система логоритмических средств варьирует на занятиях в зависимости от речи нарушения, состояния двигательной сферы ребенка, от коррекционных задач каждого этапа логопедической работы, целей и задач логоритмического занятия.
Таким образом, с помощью логоритмики воспитываются общие и речедвигательные функции детей. Методические приемы варьируются в зависимости от нарушения речи, но сводятся к одному: к максимальному исполнению музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма, просодии и пантомимической речи. Логоритмическая работа направлена не только на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, но и способствует музыкальному развитию детей.
Список литературы:
Басов М.Я. Движения под музыку. – М.: 1999. – 320 с.
Белкина В.Н., Васильева Н.Н.,
Елкина
Н.В. Обучение и развитие // Дошкольник. – 2003. – 167
с
.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: 2005. – 38 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат