ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ
В системе образования всё больше набирает популярность разработка, применение современных здоровьесберегающих технологий, которые можно эффективно использовать при работе с детьми с особыми образовательными потребностями (ОВЗ). И это не удивительно, ведь дети с ОВЗ требуют дифференцированного подхода в обучении.
Здоровьесберегающие технологии, как правило, носят коррекционный характер и их использует педагог-психолог в массовой школе. Как показывает практика - групповое использование положительно сказывается на учебном процессе.
В современной педагогике всё чаще встречаются рекомендации об их использовании, на сегодняшний день здоровьесберегающие технологии являются самыми перспективными в системе образования, так как перед учебным заведением ставится вопрос не только обучения ребёнка, но и об укреплении его здоровья.
Наиболее широкое применение технологий приходится на систему инклюзивного образования, где дети с определённой нозологией обучаются вместе с нормотипичными детьми в классах. При этом в классах дети с ОВЗ могут быть с различными нарушениями: дети с аутистическим спектром, нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения, слуха, с синдромом двигательной активности, с разными нарушениями речи, с задержкой психо-речевого развития.
Именно поэтому перед школьным психологом становится задача обеспечить сплочённость коллектива, а также поиск оптимального использования здоровьесберегающих (коррекционных) педагогических мероприятий, которые позволят повышать эмоциональный настрой и работоспособность всех детей группы, а также наладить микроклимат в классе.
Это будет способствовать сохранению и укреплению здоровья обычных детей и детей с ОВЗ. Но наиболее значимым достижением должны быть успехи в освоении адаптированных программ детьми с ОВЗ, коррекция недостатков в их развитии, нивелирование их отставания от здоровых сверстников. Под здоровьесберегающими (коррекционными) педагогическими технологиями подразумевается система мер по охране, укреплению здоровья детей и коррекции недостатков развития детей с ОВЗ.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроке педагогом-психологом имеет ряд положительных моментов: укрепление иммунитета, развитие когнитивных способностей, снятие психического и физического напряжение. Кроме того, взаимодействие учеников друг с другом помогает развитию логики, мышления, обеспечивает социальное-психологическое благополучие, развивает творчество.
Всё это позволяет вовлечь обучающихся в учебный процесс не перегружая нервную систему, ведь как известно дети с особыми образовательными потребностями быстро утомляются, у них наблюдается снижение внимания, познавательной деятельности, ребёнок становится вялым и уставшим. Таким детям необходима психологическая помощь и поддержка. Часто дети с различными нарушениями требуют не только педагогического, но и психологического сопровождения, поэтому педагог- психолог сопровождает все категории детей.
Для того, чтобы ребёнок усвоил учебный материал, педагогу-психологу необходимо владеть не только практическими знаниями, но и знать специфику нарушений. Это позволит правильно организовать занятие и подобрать не только коррекционную программу, но и технологии, которые помогут ребёнку справиться с трудностями.
Работая с детьми с незначительными нарушениями зрения педагог-психолог, подбирает специальные упражнения и техники, которые позволят ребёнку снять напряжение зрительного анализатора, расслабиться. По мнению В.Ф. Базарного во время урока ребёнку рекомендовано выполнять задания не только сидя за партой (допускается работа стоя), это позволит снять напряжение с глаз.
Необходимо акцентировать внимание на работу с сигнальными метками, как-то тренировка мышц зрительного анализатора от близорукости, это относится к простейшим зрительным тренажёрам. При миопии делать не менее двух зрительных гимнастик, выполнять мышечную релаксацию закрывать глаза и слушать музыку, массировать глазные яблоки и обязательно менять позу.
Техника «пальминг» (автор У.Бейтс) является разновидностью гимнастики для глаз, при использовании которой снижается нагрузка на глаза. Этот метод можно использовать на своих занятиях после зрительных нагрузок: дети должны растирать ладони до ощущения тепла, после этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришёлся на зрачок. Ладони – ключевая деталь пальминга.
На зрение стоит обратить особое внимание, ведь основная часть информации идёт на зрительный анализатор, а его перегрузка может негативно сказаться на ребёнке, вызывая раздражительность, головные боли, рассеянное внимание, тем самым снижая познавательную активность и усвоение учебной программы.
Стоит отметить, что всех детей с ОВЗ, несмотря на степень их нарушения, часто объединяет одно - нарушение речи. Дети с нарушением речи замкнутые, трудно идут на контакт, у них нарушена коммуникация, затруднено высказывание своей точки зрения.
Известно, что речь напрямую зависит от мелкой моторики. Так, активное использование су-джок-терапии задействует рефлекторные точки кистей, позволяет восстановить речевые функции. Хорошо проявляют себя: пальчиковый театр, логоритмика, лепка из глины и пластилина, тестопластика, музыкальная терапия, зондовый массаж.
В современном направлении хороша криотерапия – одна из современных нетрадиционных методик педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом [3]. Хорошо пойдут коммуникативные игры, это позволит объединить детей, улучшить навык общения. Дополнительно можно проводить упражнения на снятие речевых и мышечных зажимов[1].
Речевые зажимы могут быть и психологической патологии, испуг – как следствие заикание, ротацизм - как наследственность. Чтобы освободить речевой аппарат от психологических зажимов можно проводить так называемые «разогревающие процедуры», которые раскрепощают детей и подготавливают к деятельности. Это могут быть чистоговорки, музыкальная распевка, дыхательная гимнастика.
Для общей психокоррекции рекомендуют изотерапию, так как рисование способствует укреплению и развитию чувственнодвигательной координации. Оно требует включения ряда функций организма человека. Именно по ряду этих причин рисование часто рекомендуют в использование для снятия напряжении и общего развития организма или отдельных
психическсих и физических функций у детей с ОВЗ [2]. А вот уже сама арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней так же относят: библиотерапию, мульттерапию, оригами, видеотерапию, игротерапию и т.д. Арттерапия позволяет корригировать отклонения и нарушения личностного развития (агрессивности, негативизма, раздражительности). С помощью арттерапии ребёнок с ОВЗ быстрее адаптируется и социализируется, он становится более самостоятельней, с помощью сказкотерапии можно проиграть не только внутренние переживания ребёнка, но и привить навыки самообслуживания на примере любимого сказочного героя.
Таким образом, мы можем сказать, что использование здоровьесберегающих технологий, применяемых педагогом-психологом в работе с детьми, носит только положительный характер, а применение их на занятиях помогает ребёнку справиться не только с психологическими трудностями, но и раскрыть себя как личность.
Список использованной литературы:
Алямовская
В.Г. Петрова С.М. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., 2002. – 79 с.
Грегг
М.Е. Тайный мир рисунка. – СПб., 2003. // Осипова А.А.
Пятница
Т.В. Речевые нарушения у детей. Скорая логопедическая помощь / Т.В. Пятница.- Ростов н/Д: Феникс, 2011,-336 с. – ISBN 978-5-222-18478-3
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат