Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Индивидуальный проект как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Работа №53677

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Индивидуальный проект как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Работа:

«Индивидуальный проект как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

 

Манаенкова Наталья Владимировна, воспитатель

МБДОУ «ЦРР-д/с «Золотая рыбка», г. Абакан, Республика Хакасия

Неоднократно предметом исследований педагогов и психологов в разное время становились детские «почему?» и «что такое?», а это и является ничем иным как наличием познавательной активности ребенка.

Что же такое есть познавательная активность? На сегодняшний день понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска и по-разному трактуется у разных авторов и авторских коллективов.

В педагогическом словаре можно найти следующее определение понятию «познавательная активность»: «деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями» [3].

Одними из авторов, описывающих познавательную активность, являются: Д.Б. Годовикова, М.И. Лисина, Г.И. Щукина, Т.И. Шамова, А.М. Матюшкин и д.р. М.И. Лисина связывает познавательную активность с познавательной деятельностью. Активность она описывает как состояние, предшествующее деятельности, то есть – познавательная активность это готовность к познавательной деятельности [4].

С точки зрения В. С. Ильина «познавательная активность» – это преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент [2].

Т. И. Шамова понимает познавательную активность как деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности [8].

С точки зрения Г. И. Щукиной данное понятие трактуется как ценное личностное образование, выражающее отношение человека к деятельности [10].

Т. И. Зубкова описывает его как естественное стремление человека к познанию, как характеристику деятельности, ее интенсивность и интегральное личностное образование [1].

Познавательная активность была охарактеризована Е.И. Щербаковой как проявление самостоятельности, инициативы, творчества в процессе познавательной деятельности. Это, по ее мнению, стремление познать и обрести радость успеха от самостоятельно найденного пути решения поставленной задачи [9].

Таким образом, «познавательную активность» мы будем рассматривать как личностное образование, которое выражается в готовности ребенка к познавательной деятельности и инициативность в ней.

На сегодняшний день одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность [6].

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат [7].

Эффективным средством развития познавательной активности является индивидуальный проект, так как предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы. Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности[5].

Для изучения познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ «ЦРР - детский сад «Золотая рыбка», г. Абакан была проведена опытно-экспериментальная работа.

Опытно-экспериментальная работа была организована в три этапа:

1. Констатирующий этап – сентябрь 2022 г. нацелен на выявление первоначального уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Формирующий этап – апробация системы работы по использованию индивидуальных проектов в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста (октябрь-декабрь 2022г.).

3. Контрольный этап – оценка эффективности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования индивидуальных проектов (январь-февраль2023г.).

С целью изучения познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, нами были использованы следующие методики исследования: методика В.С. Юркевич «Древо желаний». Уровень любознательности, познавательной потребности определялся количеством ответов познавательного характера. Наблюдение за детьми в ходе познавательной деятельности в процессе занятий, в процессе игровой деятельности, труда в природе. Критерии оценки любознательности, познавательного интереса и умственной активности в процессе данного эксперимента были предложены Э. Барановой [3].

Преобладающий уровень развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования являлся средний (59%). В связи с этим, мы пришли к необходимости выбора эффективных средств развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Нами был выбран метод индивидуальных проектов, как высокоэффективная форма познавательного развития детей, так как он предполагает обучение на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями. Согласно полученным эмпирическим данным, нами был составлен план формирующего этапа эксперимента с целью развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством индивидуальных проектов. Работа реализовывалась индивидуально.

При организации индивидуальных проектов мы опирались на положения нашей гипотезы. Индивидуальные проекты будут являться эффективным средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, если их содержание: развивает компоненты познавательной активности (эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно-процессуальный, компонент социальной направленности); способствует развитию познавательной самостоятельности; определяет поиск самостоятельных путей решения познавательных задач; побуждает к стремлению делиться со взрослыми и сверстниками новыми знаниями.

Развитие познавательной активности осуществлялось в рамках самостоятельной деятельности и индивидуальной работе во вторую половину дня. Мы составили следующие индивидуальные проекты, способствующие развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста: «Тайна мыльных пузырей», «Мой бумажный самолет отправляется в полет», «Солнечные зайчики», «Облака загадки мчатся без оглядки».

На организацию проекта нас подтолкнула ситуация, в которой у ребенка закончились мыльные пузыри. Ребенку предлагалось приготовить мыльные пузыри самостоятельно. Для этого необходимо было определить пути решения проблемы, с чем ребенок удачно справилась благодаря модели трех вопросов: определил, что для изготовления мыльных пузырей необходимо изучить книги, посмотреть информацию в интернете, расспросить взрослых, провести опыты и наблюдение. Изучив необходимую информацию, мы узнали историю возникновения мыльных пузырей, посмотрели картины с мыльными пузырями прошлых веков, узнали интересные стихи и сказки о мыльных пузырях и нашли несколько рецептов изготовления раствора для надувания мыльных пузырей. После чего мы решили перейти к практической части, в ходе которой провели ряд экспериментов, посвященных изучению свойств мыльных пузырей. Эксперимент «Лучший рецепт» показал, что наиболее эффективным составом раствора для надувания мыльных пузырей является моющее средство, глицерин и вода, так как пузыри получаются более прочными. В эксперименте «Форма пузыря» ребенок узнал, что при выдувании мыльных пузырей из разных форм, пузырь всегда получается в форме шара. В эксперименте «Большое мыльное чудо» оказалось, что чем больше предмет для надувания пузырей, тем больше становится сам пузырь. Эксперимент «Пузырь в пузыре» нам показал, что стенки мыльного пузыря достаточно прочные и могут пропустить сквозь себя предмет, если тот заранее смазать мыльным раствором. После исследования мыльных пузырей и решения своей проблемы, ребенок решил поделиться своим опытом с другими детьми группы и устроил им целую презентацию своего проекта. В ходе проекта у ребенка отмечался устойчивый интерес, вовлеченность в деятельность, самостоятельность, стремление довести начатое дело до конца. Деятельность проекта позволила ребенку сформировать познавательные потребности и удовлетворить их, умение делать выводы и умозаключения, стремление делиться полученными знаниями со сверстниками.

Индивидуальный проект «Мой бумажный самолет отправляется в полет». В ходе проекта ребенок изучал литературу по теме исследования, изготавливал бумажные самолеты из разного материала и разных моделей, проводил различные эксперименты. Например, проведя опыты «Лучший материал» и «Лучшая модель», ребенок выяснил, что наиболее эффективным материалом для изготовления бумажных самолетов является офисная бумага, а среди моделей самолетов победу одержала модель «Золотое жало», так как ее летальные свойства (дальность, длительность, плавность) показали лучшие результаты. На протяжении всей деятельности ребенок проявлял инициативу и самостоятельность, эмоциональную вовлеченность. В процессе проекта у ребенка наблюдался познавательный интерес к деятельности. Например, ребенок захотел узнать, почему бумажные самолеты вообще летают, и нашел ответ на свой вопрос. Ребенок достиг поставленной цели, у него появилось желание поделится результатами проекта со сверстниками.

Индивидуальный проект «Солнечные зайчики». На первом этапе проекта у ребенка появилась цель, выяснить, что такое солнечный зайчик. Для достижения своей цели, ребенок решил подумать, спросить у взрослых, прочитать в книгах и интернете, провести эксперименты. На втором этапе активно приступил к деятельности: изучил необходимую информацию, и решил проверить ее на практике. По результатам опыта «Как поймать солнечного зайчика», он понял, что для этого необходим источник света и отражающая плоская поверхность. Узнал, что солнечные зайчики могут быть разной формы, почему мы их так называем, и что они совсем не белые, а разноцветные. В ходе проекта ребенок проявлял любознательность и инициативу, сохранял интерес на протяжении всей деятельности, проявил желание поделиться информацией со взрослыми и сверстниками.

Индивидуальный проект «Облака загадки мчатся без оглядки». Проект был направлен на поиск ответа на вопрос: что такое облако? Для поиска ответа на вопрос ребенку предлагалось изучить литературу в интернете и энциклопедиях по теме исследования, провести эксперименты. Проведя опыт «Облако в банке», ребенок узнал, каким образом появляются облака и из чего они состоят. При проведении опыта возникли затруднения, однако это не помешало ребенку не потерять интерес и сделать выводы о природном явлении. Ребенок узнал, какие бывают виды облаков, и с помощью наблюдения научился их определять. На протяжении проекта ребенку задавались вопросы наводящего, уточняющего и проблемного характера (например, почему в стакане вода горячая, а на крышке холодный лед) с целью формирования умений проникать в причинно-следственные связи явлений. Ребенок проявил желание поделиться результатами исследования с друзьями, с энтузиазмом участвовал в деятельности, проявлял самостоятельность и активность. В процессе проекта у ребенка формировалось умение делать выводы и умозаключения, развивать компоненты познавательной активности.

О результативности нашей индивидуальной деятельности по развитию познавательной активности посредством индивидуальных проектов, мы можем судить, проанализировав результаты контрольного этапа нашей опытно-экспериментальной работы. Для выявления эффективности использования индивидуальных проектов в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста нами был проведен контрольный этап эксперимента. Для него были использованы диагностические методики констатирующего этапа исследования. Сравнительный анализ полученных результатов свидетельствует о том, что у детей старшего дошкольного возраста количественные результаты не изменились, но мы все же выявили повышение качественных показателей. Дети проявляли устойчивый интерес к деятельности, сосредоточенность на протяжении всей деятельности, принимали в ней активное участие, стремились к достижению поставленной цели, чаще задавали познавательные вопросы. У детей наблюдался исследовательский интерес к миру, потребность в знаниях. Таким образом, качественные показатели уровня развития познавательной активности у детей на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы относительно констатирующего этапа повысился, что доказывает наше предположение об эффективности индивидуальных проектов в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.


Библиографический список:

Зубкова, Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов:

автореф

.

дис

… Екатеринбург, 1993. 22

с

Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.

:

Педагогика,1984. 144 с

Коджаспирова

, Г.М.

Коджаспиров

А.Ю. Педагогический словарь: Для студ.

высш

. и сред

.

п

ед

. учеб. заведений. М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с. 

Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения

со

взрослыми и сверстниками. Москва-Воронеж, 1997. С. 87

-

150

Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - 112с.

Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения// «Завуч». - 2003. - №6. С.47-56.

Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». - СПб

.:

ООО «Издательство «Детство-пресс». - 2011.

-

80с.

Шамова, Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 208 с.

Щербакова, Е. К вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание. 1991. № 10. С. 56-58

Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 с.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×