Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Адаптивная физическая культура в инклюзивном образовании. Работа №53735

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Адаптивная физическая культура в инклюзивном образовании
Работа:

 

 

 

 

 

 

 

СТАТЬЯ

Тема: Адаптивная физическая культура в инклюзивном образовании

 

 

 

 

Выполнила: Коровашкина В.И.


Аннотация. В статье рассмотрены принцип построения программ по адаптивной физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Состояние здоровья детского населения России имеет тенденцию к ретардации, что вызывает глубокую озабоченность педагогического сообщества в формировании интеллектуального потенциала страны, позиций социально-экономического развития и культурно-исторического наследия [3, с. 5].

Вопросы гуманистической направленности в современной России выступают на передний план и остаются самыми главными в решении вопросов жизнедеятельности человека. Создание безбарьерной среды для особых категорий граждан является стратегической задачей на пути решения социально-экономических вопросов развития страны. Формирование доступной образовательной среды для подрастающего поколения особо важный аспект в решении вопросов современной педагогики и актуальный в поиске инновационных решений. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в структуру педагогической модели инклюзии через дефектологическое понимание проблемы, является на сегодняшний момент самой выверенной траекторией развития коррекционной педагогики [2, с. 18].

Образовательная среда, как прогрессивный аспект создания общества с инклюзивным сознанием, должна выступать, тонкой системой настройки «инструментов», где от звучания каждой скрипки будет зависеть гармоничность всего оркестра. Инклюзия образовательной среды требует выверенной, этапной политики социальной интеграции лиц с ОВЗ, и подключения ресурсов лечебной педагогики [4; 6, с. 96].

Образовательное пространство и его доступность рассматриваются, как интегральная среда, аккумулирующая все виды учебной деятельности, включая физкультурно-образовательную. Именно, формирование физической культуры у обучающихся с ОВЗ в адаптивном режиме является прикладной и жизненно необходимой, а понимание природы заболевания, исключительно важный момент при формировании моторной сферы ребёнка и его физических качеств. Педагоги начала XX столетия проблемы моторной одарённости и недостаточности детей с ОВЗ непосредственно связывали с вопросами физического воспитания. Одной из форм детской дефективности, сущность которой сводится к двигательной недостаточности Гуревич М.О., Дюпре, Т. Гетлер рассматривали как моторную дебильность (debilite motrice), моторную отсталость, в крайних формах моторную идиотию. К. Якоб и Ф. Гомбургер рассматривали это как моторный инфантилизм [1; 5, с 16].

Современное понимание причин гиподинамии, в большей степени связано с малоподвижным образом жизни детей, возрастающими статическими нагрузками и наличием отягчающих наследственных заболеваний, способных влиять на развитие локомоций. В структуре общей заболеваемости болезни костно-мышечной системы у детей занимают восьмое место, у подростков - четвёртое. Распространённость и частота встречаемости этих форм патологии у детей значительно возрастает в течение всего периода обучения.

Дети, имеющие заболевания опорно- двигательного аппарата (ОДА), отличаются отставанием в физическом развитии, задержкой двигательных способностей, навыков и умений, отсутствием адаптации к физической нагрузке. В сложившейся ситуации посильную помощь детям с ОВЗ, должны оказать не только врачи через процесс медицинской реабилитации, но и педагоги физической культуры, через инклюзию физкультурно-образовательной среды [4, с. 27; 5, с. 16; 6, с. 96; 7, с. 154].

Принципиальным остаётся значение компенсаторных процессов двигательной недостаточности, способных выравнивать поведение, приводить к равновесию нарушенных систем и механизмов, к адаптации организма в целом. В качестве такого механизма следует рассматривать достаточную двигательную активность во всех ее формах и проявлениях. Опыт представленной коррекционной практики мы отнесли к физкультурно- оздоровительным технологиям коррекционной направленности, способных компенсировать двигательную недостаточность, адаптировать организм к постепенно нарастающим физическим нагрузкам, и как следствие улучшить качество жизни, не смотря на ограниченные функциональные возможности (ОФВ) [5, с. 16].

Современная коррекционная педагогика базируется на идеях Выготского Л.С., теоретических и научно-практических знаниях педагогики, изучающих дефектологию. Опыт работы с контингентом детей с ОВЗ, показывает всю остроту вопросов современной дефектологии, их значимость в изучении причинно-следственной и развивающей адаптивно-педагогической стратегии. Основным постулатом, положенным в основу педагогического учения Выготского Л.С. является тезис, поясняющий, что ребёнок с наличием дефектологического признака, не является менее развитым, по сравнению с нормальными сверстниками, он развит «по-иному». Иное развитие ребёнка, по словам В. Штерна (1922), представляет собой цепь метаморфоз с качественным своеобразием протекания процессов, его специфической структуры организма и личности, на каждой ступени развития, и в каждой его фазе [7, с. 154].

Знание особенностей развития детей, с различной патологией, должно лечь в основу корректного построения педагогических моделей взаимодействия. При обследовании свыше двухсот детей с различной патологией органов и систем были получены следующие результаты. В числе заболеваний и патологии развития - сочетанные диагнозы: заболевания ОДА составили 72%; детский церебральный паралич (ДЦП) - 3%; аутизм - 3%; болезнь Пертеса – 1,5%; бронхиальная астма – 3%; нарушение обмена веществ – 2%; задержка психического развития – 3,5%; миопатии - 12% (рис.).

Широкий перечень представленных заболеваний свидетельствует о разноплановости диагнозов, степени выраженности, формы проявления того или иного заболевания, что требует необходимости применения дифференцированного педагогического воздействия и индивидуального подхода в физическом воспитании.

Комплекс коррекционных физкультурно-оздоровительных мероприятий строился на основе индивидуального подхода: дозирования физических нагрузок, адекватных адаптационному потенциалу занимающегося и специальных упражнений, направленных на коррекцию деформации ОДА. В процессе занятий, ребёнок приобрёл навыки плавания, развил волевые качества, стимулировал защитные силы организма, создав психологический стимул двигательной активности.

Медико-биологические наблюдения, посредством ресурсных карт, оценивали морфофункциональное состояние организма на входе и этапах контрольных измерений, отражали эффективность применяемых коррекционных технологий и свидетельствовали о положительной динамике при медицинском освидетельствовании у лечащих докторов. Параллельно рекомендовался комплекс упражнений для занятий в домашних условиях, при том, или ином заболевании, отмечались рекомендации по здоровому образу жизни и ограничения связанные с заболеванием.

Рис. 1 - Распределение диагнозов занимающихся в группах КГ и КОП

 

Особая роль отводилась разъяснительно-просветительской работе с родителями детей с ОФВ, выполняющих роль тьюторов по сопровождению своего ребёнка на каждом этапе освоения окружающей среды, преодоления социальных барьеров. Это повлияло на улучшение качества жизни ребенка с ОФВ, помогло формировать правила здорового стиля поведения в семье, и использования средств физической культуры.

Следуя поиску идейного родства, мы анализировали постулат Л.С. Выготского о законе компенсации, суть которого сводится к пониманию двойственной роли органического недостатка при формировании личности ребёнка. Современная дефектология рассматривает всякий дефект как стимул для выработки компенсаторных механизмов. Возникающий конфликт, вызванный функциональным несоответствием, или стоящими перед ними задачами, может привести к усугублению состояния или, наоборот, к компенсации и гиперкомпенсации, где заболевание или дефект развития будут являться отправной точкой и главной движущей силой психического развития личности.

Таким образом, идея Л.С. Выготского о своеобразном развитии «особого» ребёнка, и соответствующего применения коррекционного воздействия физкультурно-оздоровительной направленности с учётом всех особенностей развития, наглядно показала целесообразность применения и эффективность применяемых педагогических технологий, как основной стратегии создания инклюзивной среды.

 


Литература

Голиков Н.А. Образовательные траектории инвалидов.//Социология образования. Изд-во современного гуманитарного университета, Москва, 2011, №11. С. 69-79.

Загвязинский В.И. Об уточнении ключевых понятий в теории и практике реформирования Российского образования. Формирование личности в социокультурном информационном пространстве современного отечественного образования (региональный аспект): материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 1-2 марта 2011 года. Тюмень: Изд-во «Печатник», 2011. С. 16-19.

Образование и здоровье: Сборник научных статей. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2005. 128 с;

Хромина С.И. Физическая культура как основа формирования здорового образа жизни студента / Общество, наука и инновации: материалы сборника международной научно- практической конференции, отв. ред. А.А. Сукиасян. г.Уфа, 2015. С. 275-277

Хромина С.И., Малярчук Н.Н. Физическое воспитание студентов с ограниченными функциональными возможностями как компонент организации инклюзивной среды вуза: монография. Тюмень: РИОФГБОУ ВПО «ТюмГАСУ», 2015. 171 с.

Хромина С.И. Факторы введения понятия «Обучающийся с ограниченными функциональными возможностями» в физкультурно-образовательную среду вуза. Инклюзия в образовании. 2016. №1(1).С. 95-101.

Хромина С.И., Малярчук Н.Н. Понятие «Обучающийся с ограниченными функциональными возможностями» в физкультурно-образовательной среде. В сборнике статей 6-й МНПК: Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций. Под общ. ред. Н.В. Третьяковой. 2016. С. 152-155.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×