Махновская В.А..,
факультет психологии и педагогики
Омский государственный педагогический университет,
г. Омск, Россия
Научный руководитель: к.п.н., доцент Мануйлова Л.М.
Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Аннотация: в статье рассматривается понятия о развитии коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Представлен опыт работы детского сада «Теремок» ОУ «Новоуральской школы» Таврического района, Омской области. Проведен анализ методов и условий результативности проектной деятельности.
Ключевые слова: социализация, театрализация, сюжетно-ролевые игры, развитие старших дошкольников.
В последнее время многие педагогические и образовательные издания часто публикуют информацию о преимуществе игрового общения перед обучающимися. Это не удивительно, ведь личность ребенка раскрывается именно в игре, благодаря тому, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, дети ведут себя более легко и непринужденно.
В дошкольном возрасте явная дифференциация происходит по положению в группе: одни дети уже в 4-5 лет становятся более предпочтительными для большинства сверстников, другие - не пользуются большой популярностью – либо отвергаются, или же остаются незамеченными. Первые контакты со сверстниками становятся тем фундаментом, на котором строится дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение.
От уровня овладения навыками общения зависит не только адаптация детей в образовательном учреждении, но и их социализация, успех в профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, возможно, личное счастье. Личность ребёнка формируется в процессе постоянного взаимодействия с другими людьми. С первых дней жизни приспособление ребёнка к среде достигается социальными средствами на основе общения, которое выполняет функции развития, воспитания, обучения.
Недостаточно сформированная потребность в общении препятствует пониманию мотивов поведения партнёра, а также установлению и поддержанию межличностных взаимодействий.
Специально организованные сюжетно-ролевые игры у детей дошкольного возраста повысят их коммуникативную компетентность, сделают процесс общения со сверстниками и взрослыми более качественным и привлекательным. Развитие коммуникативных навыков может привести к развитию таких качеств как эмпатия, толерантность, бесконфликтность, заинтересованность в контактах со сверстниками и взрослыми.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Именно в игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства.
Сюжетно-ролевая игра невозможна без общения; она делает его приятным, желанным, интересным, творческим; принимая на себя различные роли, ребёнок использует речь так, как использовал бы речь его герой, применяя различные средства общения.
Воспитатель, организовывая сюжетно-ролевую игру, часто для достижения высоких результатов «проводит» игру как занятие. Т.е. руководит, регламентирует, отводит каждому своё место, предписывает действия, оценивает и т.п.
Игра, проведённая таким образом, не вызывает у детей интереса и желания играть. Только в свободной сюжетно-ролевой игре будет происходить социализация детей, развитие навыков общения, воображения и образного мышления.
Взаимодействуя с другими людьми, ребенок удовлетворяет одну из самых важных социальных потребностей – потребность в общении, которая, по мнению отечественного психолога Л.И. Божович, несет в себе изначальную силу, побуждает психическое развитие ребенка, развивается вместе с ним, является базой для развития других его социальных потребностей.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть такими коммуникативными навыками, как: умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. При отсутствие необходимых коммуникативных навыков у ребенка появляются трудности в общении со сверстниками и взрослыми: повышается тревожность, появляется замкнутость, нерешительность, стеснительность в общении с другими, неумение высказать свою точку зрения.
В сюжетно-ролевой игре формируются навыки способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать, радоваться за удачи), умение согласовывать свои желания с мнением других детей, умение справедливо и адекватно оценивать себя и других, умение регулировать свое поведение в соответствии с нормами поведения.
Список литературы:
Бабаева Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство
социального развития старших дошкольников: Детский сад, 2011, №
1.
Галигузова
, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: учебное
пособие.
М.,
2005.44
с
Абраменкова
В.В
мире
детских
игр
//
Воспитание
школьников.
–
2000 г.
- №7.
– М.
–
С.16
– 19.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат