Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование воздушной струи у детей с нарушениями звукопроизношения. Работа №53787

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование воздушной струи у детей с нарушениями звукопроизношения
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ У ДЕТЕЙ С  НАРУШЕНИЯМИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Система логопедической работы на подготовительном этапе по формированию воздушной струи базируется на выработке у ребенка с дислалией следующих основных противопоставлений.

Известно, что звуки произносятся в фазе выдоха. Как правило, смычные взрывные и смычно-щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи.

В соответствии с перечисленными направлениями прохождения воздушной струи в полости рта в логопедической работе используются следующие упражнения:

1. «Сдуй снежинки с горки». «Наказать непослушный язык».

2. «Фокусы».

3.  «Идет охотник по болоту». Выработка воздушной струи может

проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык.

Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:        

•  «Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл».

•  «Наказать непослушный язык». На выдохе произносится «П-п-п».         |

•  «Пулемет». На выдохе произносится «Т-т-т».

•  «Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».

•  «Жук». На выдохе произносится «Ж-ж-ж».

В системе логопедической работы по воспитанию воздушной струи можно выделить основные направления:

1.Дутье при сомкнутых губах.

2.Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой.

3.Дутье сквозь растянутые в улыбке губы.

4.Дутье на язык.

Рассмотрим подробнее каждое направление.

1. Дутье при сомкнутых губах. Для укрепления мышц щек подготовительными могут считаться следующие упражнения:

•  «Надуть два шарика». Надувать щеки и удерживать в них воздух.

•  «Перекатывание шаров». Щеки надуваются поочередно.

•  «Худенький Петя». Втягивать щеки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте.

2. Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой. Напряжение круговой мышцы рта.

•  Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко».

•  Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т.п.). Дуть на

кусочки ваты, привязанные на нитке. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика, стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе.

•  Дутье на парусник, салфетку, лист, флюгер и т.п.

•  Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.

•  Задувание свечи.

•  Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.

•  Пускание мыльных пузырей.

•  Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.

•  Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок». Детям предлагают поочередно дуть на легкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.

•  Сильно дуть на воду до образования брызг.

•  Можно натянуть горизонтально нитку и к вертикально висящим на ней ниткам привязать легких бумажных птичек.

•       Дутье-катание по желобку легких деревянных или целлулоидных шариков.

3. Дутье сквозь растянутые в улыбке губы.

•  «Пропеллер». Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребенок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.

•  Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближены ми губами. Ребенку предлагают положить между губами широкий кончик языка. Подуть на кончик языка.

•        Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. «Пошлепать» язык губами, произнося на выдохе звуки пя-пя-пя.

4. Дутье на язык.

•  Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» - положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.

Важно придерживаться следующих методических рекомендаций:

•  Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.

•  Лучше   выполнять   упражнения стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой.

•  Обращается внимание на то, чтобы ребенок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть легким, плавным, длительным, экономным, без напряжения.

•  Следить за точностью направления воздушной струи.

•  Кратковременность   упражнений (от 30 секунд до 1,5 минут). Гипервентиляция легких ведет к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.

•  Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутье проводится не более 5 раз за 1 прием, в течение нескольких секунд.

•  Нельзя надувать щеки.

•  Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щеки руками для использования тактильного контроля.

•  На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.

•  Контроль, за выдыхаемой струей воздуха, осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×