Развитие коммуникативных способностей дошкольников через музыкально-игровую деятельность
Т.А. Лукоянова, музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад № 62»
Златоустовский ГО, Челябинская область
Потенциал музыкально-игровой деятельности в социально-коммуникативном развитии ребенка остро востребован в современной педагогике детства. Это обусловлено особенностями психики ребенка необходимостью чувственно-образного переживания явлений действительности для их полноценного освоения. Музыка, непосредственно обращенная к чувственной сфере, тесно связанная с моторно-мышечными и интонационно-речевыми ощущениями, обладает среди других искусств особыми возможностями эмоционального, психологического, социального воздействия на ребенка.
Наблюдение за воспитанниками нашего дошкольного учреждения показало, что определенная часть детей в разной степени и по разным причинам, испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью, без которой невозможна нормальная социализация ребёнка.
Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, старается учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным. Коммуникативные способности позволяют решать разные задачи, возникающие в общении.
Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:
желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);
умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими
( «Я знаю!»)».
Игра обладает мощным социализирующим потенциалом. В ней ребёнок «примеряет» на себя разные роли, а музыка помогает полнее прочувствовать эти разные роли, благодаря своему свойству «глубоко проникать в душу» (Платон). Музыка выступает как эмоционально-образный звуковой контекст, который усиливает эмоциональное переживание ребёнком той или иной игровой роли. Следовательно, музыкально-игровая деятельность может быть педагогически направлена на развитие социальных качеств детей через коммуникативные игры.
Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Музыкальные коммуникативные игры – это синтез музыки с речью, движением, пространственными, тактильными и зрительными ощущениями, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления индивидуальных качеств ребенка. Музыка в этих играх используется как фактор, организующий игру во времени, ритме, эмоциональном настрое.
По мнению А.И. Бурениной «особое место в классификации коммуникативных игр занимают танцы-игры, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело...», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь. Происхождение этого материала связано с фольклором разных народов… Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре… Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.
Коммуникативные игры классифицированы в соответствии с той функцией, которую они выполняют в развитии динамической стороны общения у детей.
Таблица1
Классификация коммуникативных игр
№ п/п
Классификация
Функции
1
игры – пластические импровизации
Развивают творческое воображение и эмоционально-выразительные движения
2
ритмо– интонационные игры с именами
Формируют навыки вербального общения, повышают самооценку ребёнка
3
игры-зеркала
Формируют навыки невербального общения, эмоциональную выразительность (в мимике, жестах)
4
тактильные игры
Укрепляют физические и психофизические качества
5
танцы- игры (фольклорные)
Помогают усвоить нравственные и моральные нормы, принятые в обществе, развивают познавательные процессы
Игры – пластические импровизации:
«Японский сад»
Дети делятся на две группы. Одна группа изображает причудливые фигуры в японском саду, другая – его посетителей. «Фигуры» должны принять замысловатую позу и стоять, пока кто-нибудь из «посетителей» не скопирует ее в точности. Тогда они поменяются ролями.
«Тряпичная кукла»
Дети объединяются в пары. Один ребёнок в паре изображает тряпичную куклу – мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй ребёнок играет с «куклой», придумывает для нее движения и управляет ею под звучащую музыку. При повторе игры дети меняются ролями.
Ритмо– интонационные игры с именами:
Интонационная импровизация своего имени (при поочередной смене ведущих) на фоне четкого ритма, который организуется звучащей музыкой или ритмическим сопровождением самих детей и педагога (с помощью шагов или хлопков, четко отмечающих метр-пульс).
Представление своего имени в каком-либо образе в сопровождении с жестами, мимикой и выразительной интонацией.
Исполнение ритма своих имен (в различных модификациях: полное имя, его уменьшительные, ласковые варианты) по очереди на детских инструментах или с помощью любого предмета, издающего звук (камешки, палочки и т.д.);
Игры-зеркала:
«Танец с платками»
Дети стоят в произвольном порядке по одному и держат в руках легкие газовые платки. С началом звучания дети начинают играть каждый со своим платком, придумывая движения, соответствующие характеру музыки. Педагог дает возможность детям поэкспериментировать в процессе манипуляций с платком, найти свои варианты движений. Затем дети встают в пары и под музыку находят совместное с партнером пластическое решение. На следующем этапе дети встают парами по кругу (каждый со своим партнером в этой игре). Музыка начинает звучать с самого начала. Каждая пара по очереди выходит в центр круга и становится ведущей, показывая свой, уже найденный вариант пластического решения музыкального образа. Все остальные копируют в парах движения ведущих.
«Зеркало»
Дети встают в пары лицом друг к другу и распределяют роли: один из играющих – «зеркало», а другой – «дама» или «кавалер», собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). «Зеркало» должно в точности копировать движения своего партнера по игре. При смене образно-игровой ситуации партнеры меняются ролями. Затем включается музыкальное сопровождение и детям предлагается «нарисовать» звучащую музыку. Ведущий в паре импровизирует движения под музыку – рисует ее, а «зеркало» воспроизводит движения. В процессе игры партнеры меняются ролями («теперь ты – зеркало»).
Играя в эту игру, можно вставать не только друг против друга, но и рядом, в одну линию. В этом случае «зеркалу» нужно боковым зрением наблюдать за партнером, предугадывая его движения, а «художнику», рисующему музыку, в своих движениях ориентироваться на партнера.
Тактильные игры:
игры-массажи
«Зайкин огород»
Был у зайки огород - руки «прыгают» по спине партнера
Ровненьких две грядки - поглаживание спины сверху вниз
Там играл зимой в снежки - постукивание кулачками
Ну, а летом – в прятки – кулачки подмышки партнера
А весною в огород - руки «прыгают» по спине партнера
Зайка весело идет
Но сначала все вскопает - вращение кулачками
А потом все разровняет - поглаживание по спине
Семена посеет ловко - прикосновение пальцами
И пойдет сажать морковку – руки «прыгают» по спине
Ямка – семя, ямка – семя - вращение кулачками
Ямка – семя, ямка – семя
Закопает, прировняет - поглаживание по спине
Закопает, прировняет
И, глядишь, на грядках вновь – движение пальцев вверх
Прорастут горох, морковь
А как осень подойдет - поглаживание по спине
Урожай свой соберет.
Все собрал, и как раз наш закончился рассказ.
пальчиковые игры (в парах)
«Утречко» (дети стоят лицом друг к другу, ладони соединены внизу)
Солнышко встало, утро настало правые ладошки «солнышко», поднимая делать круговые движения
Солнышко встало, утро настало левые ладошки – то же самое
Эй, братец Федя, буди соседей! стучать кулачком правой руки в поднятую перед собой левую ладошку
Вставай, Большак! показывать большой палец
Вставай, Указка! грозить указательным пальчиком
Вставай, Серёдка! соединять ритмично средний пальчик с большим
Вставай, Сиротка! поглаживать безымянный палец большим
И крошка- Митрошка! ударять мизинцами друг о друга
Привет, ладошка! скользящий хлопок ладошками
Начиная работу по внедрению коммуникативных игр в практику работы, мною была определена основная цель: помочь детям войти в социальный мир, способствовать формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.
Прививать навыки общения через игру можно уже с раннего возраста. В это время малыши проходят период адаптации в детском саду. Для того, чтобы процесс социальной адаптации детей в коллективе проходил безболезненно, в нашем образовательном учреждении был организован семейный клуб «Ладошка в ладошке». Занятия в клубе выстроены так, что каждая встреча, это тематическое занятие с включением музыкально-игровых упражнений выполняемых мамой с ребёнком, элементов тактильно-игрового массажа, пение и игры–имитации, пальчиковые игры, игры с пением.
Совместная деятельность детей, родителей, педагогов позволили наладить тесный эмоциональный контакт между родителями и ребенком в процессе совместной музыкально-игровой деятельности, упростить процесс социальной адаптации ребенка в коллективе, овладеть некоторыми приемами игрового взаимодействия родителей с ребенком раннего возраста.
Таким образом, можно сказать, что мамы, вместе с детьми посещающие занятия в клубе гораздо более спокойно и позитивно стали относиться ко всем новообразованиям ребенка, стремиться к сохранению теплых эмоциональных отношений и к принятию ребенка таким, какой он есть.
Организация игровой деятельности, направленной на социальное развитие ребенка, предполагает ряд условий:
уважение взрослых к человеческому достоинству детей…
поддержка инициативы и самостоятельности детей…
свободное и добровольное включение детей в игру;
возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
…позиция «вместе», глаза в глаза…
взаимодействие с воспитателями и родителями
Сам тип игрового общения с детьми предполагает изменение роли воспитателя. Он оказывается не в привычной ролевой ситуации в качестве наставника детей, но выступает как участник, партнёр. Роль музыкального руководителя заключается в том, чтобы организовать с детьми совместную игру, участвовать в ней в качестве игрового партнера, чтобы воспитанники чувствовали, что педагогу так же интересно играть с ними, как им самим. И, несомненно, важное условие эффективности воспитательного процесса - согласованность действий всего педагогического коллектива, использование единого репертуара по музыкально-игровой деятельности в разных формах работы, а также единства в подходах и требованиях разных специалистов. Один педагог как бы подхватывает и углубляет, дополняет на своих занятиях один и тот же музыкально-игровой материал, интегрируя его с заданиями другого содержания (например, по развитию речи, формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, ознакомлению с окружающей природой). Поскольку коммуникативные игры являются доступными и в то же время привлекательными, вызывающими яркие, положительные эмоции, их с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат