Морозова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №7» г. Абакана
Особенности работы с обучающимися 1 класса.
В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Причины, которые вызывают это, многозначны и заметны в адаптационный период 1класса. Как правило, в первые месяцы обучения, поведение и самочувствие детей меняются. Но проходит один-два месяца и у большинства детей самочувствие улучшается. Ребята становятся спокойными и дисциплинированными. Большая часть из них успешно усваивает программу. Но так благополучно бывает не всегда. Некоторые очень быстро устают и, становится ясно, что не всем детям учёба по силам. Появляются слабоуспевающие ученики.
Мои наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Дети, посещавшие дошкольные образовательные учреждения, гораздо быстрее входят в новые условия образования. «Домашним» детям нужно гораздо больше времени для привыкания к школьной жизни. Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением связаны с особенностями их психики, поэтому важно (особенно в адаптационный период) не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика. А в процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно. К сожалению, и педагоги, и родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребенка научиться хорошо читать и писать. Безусловно, есть дети функционально незрелые, не готовые к освоению этих сложных навыков, и в этих случаях несоответствие методики и неадекватные требования дают еще больший негативный эффект. От того, как относятся взрослые (и учитель, и родители) к возникающим у ребенка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребенку, зависит успех любой помощи. Таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причём помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.
Одной из важных задач учителя является определение еще до начала обучения так называемой «группы риска» – детей, с которыми будет труднее всего. С этими учащимися нельзя запоздать, упустить время для педагогической коррекции или надеяться на чудо, так как трудности не пройдут сами собой. Таким детям нужна помощь педагога и родителей с первых дней обучения. Это помощь, при которой корректируются не трудности обучения письму и чтению, а причины, вызывающие их. Так, например, при нарушениях почерка необходимо выявить истинные причины, а не действовать по принципу «больше писать». Диапазон этих причин очень велик: от неправильного способа держания ручки до нарушений функционального развития (речевого, моторного). Естественно, методики и организация помощи при разных причинах будут существенно различаться.
Сегодня практически в каждом классе есть дети, работающие левой рукой, – леворукие дети.
Для этих детей характерны: -трудность дифференцировки близких по конфигурации букв (и при письме, и при чтении); -перестановка букв; -чтение справа налево; -трудности запоминания и нарушения конфигурации букв при письме; -пропуски, замены (при письме и при чтении). В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточное освещение. Располагая детей в классе, учителю целесообразно посадить левшу таком образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок зрительного восприятия, которые обусловлены левосторонним игнорированием пространства, характерным для леворуких. При постановке техники письма следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма.
2 группа учащихся -это медлительные дети.
Школьные трудности медлительных детей долгое время остаются без особого внимания учителя и родителей. Между тем, именно у таких детей в подавляющем большинстве случаев уже к концу первого класса отмечается резкое ухудшение психического здоровья, возникают выраженные трудности письма и чтения. Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности. Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.
При работе с такими детьми главный залог успеха заключается в том, чтобы создать такую обстановку в школе и дома, которая позволила бы ребёнку работать в доступном для него темпе, не торопить, успокаивать, поддерживать и не забывать хвалить его, создавать все условия для спокойной работы и занятий, обращать внимание на каждое успешно выполненное задание.
3 группа – гиперактивные дети.
Трудности обучения наиболее часто отмечаются и у детей, которые имеют те или иные виды нарушенного поведения. Среди них значительную группу представляют так называемые расторможенные, двигательно-беспокойные, гиперактивные дети. Гиперактивность (повышенная, чрезмерная активность) детей и связанные с ней нарушения поведения — совсем не редкая причина не только недовольства учителей и родителей, но и серьезных школьных проблем, возникающих у этих детей с первых дней обучения. Еще несколько лет назад в классе могло быть всего 1-2 ученика с гиперактивностью. В наши дни, по наблюдениям педагогов, до 20-30% учащихся первых классов являются гиперактивными детьми.
Нарушение поведения, как правило, сочетается у этих детей с целым комплексом трудностей в письме и чтении. Помочь такому ребёнку можно только при совместной работе учителя и родителей. С такими детьми нужно работать, учитывая их особенности. Постоянные окрики, замечания, угрозы, наказания не улучшают поведение гиперактивного ребенка.
Таким образом, работа учителя начальных классов с первоклассниками, в контексте их адаптации к школе, должна быть спланированной и включать такие составляющие:
выявление в первые дни обучения «группы риска» (тех учащихся, у которых отсутствует или недостаточно развита один из показателей готовности к школе);
обучение на основе дифференцированного и индивидуального подхода (разработка специальных домашних и индивидуальных занятий);
использование арт-технологий, игровых технологий развивающего и психокоррекционного характера, формирование коммуникативных навыков учащихся;
выбор демократического стиля общения с учащимися;
многоаспектная работа с родителями (проведение родительских собраний, консультаций, анкетирования, интервью).
Самый эффективный путь помощи детям с трудностями обучения в начальной школе – внимание, доброжелательность и терпение, желание понять причины и умение найти особый подход к таким детям. Успех этой работы во многом зависит от того, сможет ли ребенок поверить в свой успех, но сначала в это должны поверить взрослые, учитель и родители.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат