Дата публикации:
15.02.2023
Автор:
Николаева Наталия Борисовна
Название работы:
Развитие творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности
Работа:
Николаева Наталия Борисовна,музыкальный руководитель,МБДОУ Детский сад №15г. Чебоксары, Чувашская республика.
Развитие творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности
Дошкольный возраст, включающий в себя первые 7 лет жизни человека – уникальный по своему значению. Именно в эти годы формируются фундаментальные способности ребенка, закладываются основы его личности. В настоящее время одной из основных проблем воспитания является именно формирование свободного мыслящей и творческой личности. Работа над этим должна начинаться уже с самого начала жизни ребёнка. Одной из главных задач ФГОС ДО является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. И на первом месте стоит вопрос о необходимости использования всех имеющихся педагогических ресурсов для развития творческих способностей детей. В соответствии с ФГОС ДО, театральная деятельность является самым понятным и эффективным методом познания окружающей среды. Большое значение в театральной деятельности с детьми играет то, какие приемы и методы педагог использует при взаимодействии с детьми. При этом так же особое внимание нужно уделять тому, как сам ребёнок воспринимает новое: как воспринимает новую ситуацию, которая ранее ему не знакома, проявляет творчество, самостоятельность, фантазию. Театральная деятельность предполагает проявление всех творческих способностей ребёнка. На начальном этапе подготовки спектакля детям нужно дать прослушать весь музыкальный репертуар, затем провести с ними беседу о персонажах, определить их характер, какой у них образ. Такой анализ учит детей восприятию музыки, развивает воображение, у детей появляется своё представление о герое. Такие небольшие творческие задания развивают фантазию ребенка, способствуют развитию его образного мышления, развивают умение сформулировать и аргументировать свой выбор. Дети очень любят подобные задания, и с радостью выполняют их.
На втором этапе работы над спектаклем делим пьесу на эпизоды (куски) и дети рассказывают их, дополняя друг друга. Здесь так же можно детям предложить задание придумать названия этих эпизодов.
Третий этап – работа над отдельными эпизодами в виде этюдов с импровизацией текста. На этом этапе важно, не принуждая, вовлечь в процесс всех участников коллектива. В начале у детей наблюдается сравнительно малый словарный запас, который мешает вести им диалог, но, ощущая поддержку педагога, они начинают вести диалог более естественно, уверенно, а речь становится разнообразной и более выразительной.
Четвёртый этап – поиск образов, работу строим сначала в форме беседы: обсуждаем характер персонажа, манеру двигаться, говорить. На этом этапе больше рассказываем о работе актера, о том, что нет плохих ролей. И здесь можно использовать такой приём: дети в отрицательном герое ищут положительные качества, а в положительном - отрицательные. На пятом этапе начинаем работу над созданием костюмов и декораций. Дети с помощью педагога учатся создавать эскизы, делают рисунки отдельных картин, образов по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.
На шестом этапе можно постепенно переходить к тексту спектакля. На репетициях один и тот же текст повторяется много раз и разными исполнителями, что позволяет детям быстро освоить практически все роли.
И, наконец, на седьмом этапе начинается работа над ролью. На этом этапе ведётся работа над интонацией, выразительностью речи. Определяем, что у каждого героя свои манеры (у одного - плавные, растягивающие слова, у другого – очень быстрые и эмоциональные, у третьего – медленные и уверенные).
Восьмой этап – репетиция картин с разным составом. В процессе репетиции обязательно следить, чтобы ребята не копировали у других жесты, позы, интонации, а придумывали свои собственные. Учить детей двигаться и размещаться по сцене, не сталкиваясь, и не перекрывая друг друга. Все новые находки и удачные решения детей нужно отмечать и стимулировать.
Девятый этап - это самый короткий по времени – репетиция всего спектакля. Если раньше на репетиции некоторые наряды и реквизиты были условными, то на данном этапе используем подготовленные для спектакля костюмы и декорации, помогающие создать соответствующие образы. Репетиции проходят с музыкальным сопровождением.
Десятый этап – это премьера спектакля. Премьера это всегда эмоции, переживание, суета, ну и конечно, торжественное, праздничное настроение. На практике дети начинают понимать, как от ответственности каждого участника зависит успех спектакля. Обсуждение выступления не имеет смысла проводить сразу. Юные артисты после спектакля ещё слишком напряжены и не могут оценить свои успехи или неудачи. Но на следующий день можно устроить с детьми обмен мнениями, и выяснить, что было хорошо, а что - не очень. Во время такой беседы дети учатся оценивать выразительность, находчивость отдельных исполнителей.
Создание спектакля с детьми – это очень интересное, увлекательное и полезное занятие. Коллективные творческая деятельность побуждает принимать участие в процесс постановки даже малоактивных детей, помогая справиться с застенчивостью и скованностью. Поэтому, театрализованная деятельность - это одна из наиболее эффективных средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы.1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада / Л. В. Артемова. ‒ Москва: Просвещение, 2017. – 127 с.
Скачать работу
Развитие творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности
Дошкольный возраст, включающий в себя первые 7 лет жизни человека – уникальный по своему значению. Именно в эти годы формируются фундаментальные способности ребенка, закладываются основы его личности. В настоящее время одной из основных проблем воспитания является именно формирование свободного мыслящей и творческой личности. Работа над этим должна начинаться уже с самого начала жизни ребёнка. Одной из главных задач ФГОС ДО является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. И на первом месте стоит вопрос о необходимости использования всех имеющихся педагогических ресурсов для развития творческих способностей детей. В соответствии с ФГОС ДО, театральная деятельность является самым понятным и эффективным методом познания окружающей среды. Большое значение в театральной деятельности с детьми играет то, какие приемы и методы педагог использует при взаимодействии с детьми. При этом так же особое внимание нужно уделять тому, как сам ребёнок воспринимает новое: как воспринимает новую ситуацию, которая ранее ему не знакома, проявляет творчество, самостоятельность, фантазию. Театральная деятельность предполагает проявление всех творческих способностей ребёнка. На начальном этапе подготовки спектакля детям нужно дать прослушать весь музыкальный репертуар, затем провести с ними беседу о персонажах, определить их характер, какой у них образ. Такой анализ учит детей восприятию музыки, развивает воображение, у детей появляется своё представление о герое. Такие небольшие творческие задания развивают фантазию ребенка, способствуют развитию его образного мышления, развивают умение сформулировать и аргументировать свой выбор. Дети очень любят подобные задания, и с радостью выполняют их.
На втором этапе работы над спектаклем делим пьесу на эпизоды (куски) и дети рассказывают их, дополняя друг друга. Здесь так же можно детям предложить задание придумать названия этих эпизодов.
Третий этап – работа над отдельными эпизодами в виде этюдов с импровизацией текста. На этом этапе важно, не принуждая, вовлечь в процесс всех участников коллектива. В начале у детей наблюдается сравнительно малый словарный запас, который мешает вести им диалог, но, ощущая поддержку педагога, они начинают вести диалог более естественно, уверенно, а речь становится разнообразной и более выразительной.
Четвёртый этап – поиск образов, работу строим сначала в форме беседы: обсуждаем характер персонажа, манеру двигаться, говорить. На этом этапе больше рассказываем о работе актера, о том, что нет плохих ролей. И здесь можно использовать такой приём: дети в отрицательном герое ищут положительные качества, а в положительном - отрицательные. На пятом этапе начинаем работу над созданием костюмов и декораций. Дети с помощью педагога учатся создавать эскизы, делают рисунки отдельных картин, образов по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.
На шестом этапе можно постепенно переходить к тексту спектакля. На репетициях один и тот же текст повторяется много раз и разными исполнителями, что позволяет детям быстро освоить практически все роли.
И, наконец, на седьмом этапе начинается работа над ролью. На этом этапе ведётся работа над интонацией, выразительностью речи. Определяем, что у каждого героя свои манеры (у одного - плавные, растягивающие слова, у другого – очень быстрые и эмоциональные, у третьего – медленные и уверенные).
Восьмой этап – репетиция картин с разным составом. В процессе репетиции обязательно следить, чтобы ребята не копировали у других жесты, позы, интонации, а придумывали свои собственные. Учить детей двигаться и размещаться по сцене, не сталкиваясь, и не перекрывая друг друга. Все новые находки и удачные решения детей нужно отмечать и стимулировать.
Девятый этап - это самый короткий по времени – репетиция всего спектакля. Если раньше на репетиции некоторые наряды и реквизиты были условными, то на данном этапе используем подготовленные для спектакля костюмы и декорации, помогающие создать соответствующие образы. Репетиции проходят с музыкальным сопровождением.
Десятый этап – это премьера спектакля. Премьера это всегда эмоции, переживание, суета, ну и конечно, торжественное, праздничное настроение. На практике дети начинают понимать, как от ответственности каждого участника зависит успех спектакля. Обсуждение выступления не имеет смысла проводить сразу. Юные артисты после спектакля ещё слишком напряжены и не могут оценить свои успехи или неудачи. Но на следующий день можно устроить с детьми обмен мнениями, и выяснить, что было хорошо, а что - не очень. Во время такой беседы дети учатся оценивать выразительность, находчивость отдельных исполнителей.
Создание спектакля с детьми – это очень интересное, увлекательное и полезное занятие. Коллективные творческая деятельность побуждает принимать участие в процесс постановки даже малоактивных детей, помогая справиться с застенчивостью и скованностью. Поэтому, театрализованная деятельность - это одна из наиболее эффективных средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы.1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада / Л. В. Артемова. ‒ Москва: Просвещение, 2017. – 127 с.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств