Психолого-педагогические условия готовности к саморазвитию и непрерывному образованию
Кашкарова Ирина Валерьевна, преподаватель;
ГБПОУ ВО "Александровский промышленно-правовой колледж"
В статье представлена работа, по определению готовности студентов колледжа к саморазвитию и непрерывному образованию. Предметом исследования являются психолого-педагогические условия формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Цель исследования изучение психолого-педагогические условия формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Ключевые слова: Готовность к саморазвитию и самообразованию; непрерывное образование.
Актуальность исследования. Выбор темы обоснован ее актуальностью. Работая в профессиональном образовательном учреждении, мы каждый день сталкиваемся с целенаправленным обучением студентов, которое предполагает целенаправленное получение знаний и умений в формах учебной деятельности и самостоятельной работы.
Объектом исследования является готовность студентов колледжа к саморазвитию и непрерывному образованию.
Предметом исследования являются психолого-педагогические условия формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Цель исследования изучение психолого-педагогические условия формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что студенты выпускного курса более готовы к саморазвитию и непрерывному образованию, чем студенты первого курса.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие две группы студентов первого и четвертого курсов ГБПОУ ВО АППК по направлению подготовки прикладная информатика, 27 человек.
Методы исследования:
- методы теоретического анализа (анализ литературы исследования);
- изучение передового психолого-педагогического опыта;
- психодиагностические методы (методы беседы, методики: Тест-анкета самооценки способностей к самообразованию и саморазвитию личности Н. П. Лукашевич; тест «Способность к самоутверждению»; методика «Самоанализ личности» О. И. Моткова в модификации Т. А. Мироновой);
- математико-статистические методы (стандартный набор математических формул обработки результатов исследования, ранговый метод).
После сбора первичных данных и анализа результатов получили следующие данные.
1. Исследование по методике «Самооценка способностей к самообразованию и саморазвитию личности» показало, что в каждой исследуемой группе 1 и 4 курса встречаются студенты, имеющие высокие показатели самооценки способностей к самообразованию и саморазвитию личности. В два раза отличаются значения средних показателей. Что возможно связано с личностными особенностями студентов, у которых существует определенная модель поведения, отвечающая ожиданиям окружающих.
Однако высокие показатели имеют большее количество студентов 1 курса, что не подтверждает гипотезу нашей работы, где мы предположили, что студенты 4 курса имеют более высокие показатели готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Наши данные по указанной методике согласуются с данными исследований Вечкановой М.В. и Алешиной С.А., и свидетельствуют о том, студенты и учащиеся 8-9-х классов имеют адекватную самооценку своих способностей к самообразованию и саморазвитию.
2. Исследование по методике «Способность к самоутверждению» показало, что результаты студенты 1 и 4 курсов в среднем одинаковые. Студенты обладают высокими и средними показателями. Однако в группе студентов 4 курса отсутствуют низкие показатели, в то время как в группе студентов 1 курса они присутствуют, что может свидетельствовать о сформированной адекватной самооценке у студентов 4 курса.
3. Исследования по методике «Самоанализ личности» выявило, что студенты первого курса имеют более высокие показатели социально значимых качеств по сравнению со студентами четвертого курса. Хотя, результаты не намного различаются. В обеих исследуемых группах самые высокие показатели по направлениям: гражданственность в труде, трудолюбие и творческая активность, что свидетельствует о стремлении большинства студентов к улучшению процесса работы, стремлении к новому и проявлении инициативы. Респонденты осознают значимость своего труда для общества и бережно относятся как к результатам труда, так и к природе, проявляют добросовестность и готовы самостоятельно преодолевать трудности
Самые низкие данные в обеих группах выявлены по показателю «Активность нравственных позиций», что может свидетельствовать о том, что у студентов низкие показатели уважения к людям, совестливости, стремления к нравственному самовоспитанию, они еще не способны в полной мере к пониманию мыслей и переживаний другого человека в связи с отсутствием большого жизненного опыта.
Данные выводы привели к необходимости проведения тренинговой работы, цель которой заключалась в создании психолого-педагогических условий для развития коммуникативных качеств студентов. Нами была разработана программа тренингов для развития коммуникативных качеств, определяющие возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании поведения и деятельности людей. После проведено вторичное исследование студентов обеих групп по методике «Самоанализ личности», которое показало эффективность данной работы. В обеих исследуемых группах студентов 1 и 4 курсов показатель «Активность нравственных позиций», по которому были самые низкие показатели, увеличился.
Анализ литературы и проведенное эмпирическое исследование позволило разработать рекомендации для администрации и преподавательского состава колледжа СПО по повышению мотивации студентов к саморазвитию и непрерывному образованию.
Результаты настоящего исследования не являются исчерпывающими, но позволяют наметить перспективы дальнейшего исследования проблемы, а также работы колледжа с использованием рекомендаций и разработанных тренингов для повышения уровня готовности студентов к саморазвитию и непрерывному образованию.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат