Экскурсия, как одна из эффективных форм успешной социализации детей с ОВЗ
Автор: Маркелова Надежда Михайловна, специалист по социальной работе,
СПб ГБУ «Дом-интернат № 5»
Дети с ОВЗ отстают в развитии от своих сверстников. Типичной особенностью всех категорий обучающихся является нарушение нормального развития высших познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также речи и эмоционально-волевой сферы.
Они быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях.
В Федеральном государственном образовательном стандарте сказано, что отклонения в развитии детей приводят к их выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Наблюдаются элементы изоляции ребёнка-инвалида от общества сверстников. В результате чего нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Поэтому, особой потребностью обучающихся с инвалидностью является максимальное расширение образовательного пространства, выход за пределы образовательного учреждения для расширения жизненных компетенций.
И одной из важных задач является создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ. Экскурсии это одна из форм коррекционно-воспитательной работы для успешной социализации детей с проблемами в развитии. Экскурсии представляют собой своеобразный урок непосредственного общения с природой, с окружающей средой, что очень важно для детей с ОВЗ.
В доме-интернате накоплен значительный опыт по методике проведения экскурсий. Успех экскурсии зависит от ее подготовки; чем детальнее, конкретнее подготовительная работа, тем легче и интереснее пройдет экскурсия.
Готовясь к учебному году, педагоги намечают примерный календарь проведения экскурсий, исходя из коррекционно-развивающей программы; определяет цель, задачи каждой экскурсии. При этом учитывается, что большинство воспитательных задач не может быть разрешено на одной экскурсии, а требует длительной работы.
В соответствии с требованиями современного общества, воспитание и обучение должно обеспечить развитие личности обучающихся и их социальную адаптацию. Педагог в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребёнка как личности.
В практике моей работы по социализации детей-инвалидов важное место занимает экскурсия.
Экскурсии преследуют решение следующих задач:
- получения новой информации; закрепления и углубления знаний;
- накопления жизненных фактов, обогащения жизненными образами содержания учебного процесса, внеурочной деятельности, расширения кругозора;
- развития наблюдательности, памяти, мышления, связной речи;
- воспитания любознательности, внимательности, позитивных межличностных и нравственно-эстетических отношений; расширения сферы общения.
Дети нуждаются в постоянном общении с живой природой. Наши воспитанники побывали с экскурсиями в парках г. Пушкина, Павловска. Посетили выставки музея Современного искусства, Музея Хлеба, Музея игрушки и т.д.
Вместе с родителями ребята побывали в зоопарке. Не передать словами, сколько было радости у детей при общении с животными! Дети смогли погладить, потрогать. Зимой ребята вместе с родителями сделали кормушки для птиц и развесили их во дворе дома-интерната. Такие мероприятия обогащают учащихся новыми понятиями и представлениями об окружающем мире, формируют навыки самостоятельного изучения родной природы, воспитывают доброе отношение ко всему живому.
С целью социальной адаптации и социализации детей-инвалидов проводим экскурсии обществоведческого, патриотического плана. Проводятся посещения мемориальных памятников. Такие выходы и встречи очень важны для наших воспитанников. Они воспитывают интерес к историческому прошлому, любовь к Родине, желание приносить добро людям.
Частыми событиями стали посещения детьми культурно-просветительных учреждений: библиотек, Дома культуры г. Пушкина, кукольных спектаклей, цирка. Они помогают учащимся с инвалидностью приобщиться к миру прекрасного, учат соблюдению правил культурного поведения в общественных местах, правилам дорожного движения. Школьникам знакомы памятники Санкт-Петербурга.
С целью знакомства с профессиями и условиями труда проводим экскурсии на городские объекты социального назначения: в обувную мастерскую, аптеку, почту, магазины. Практическая направленность их в том, чтобы: научить совершать покупки в магазинах, покупать на почте газеты, журналы и открытки, приобретать навыки общения с людьми, знакомиться с профессиями.
Работа педагогического коллектива проводится совместно с родителями детей. Все мероприятия направлены на обучение ребёнка-инвалида культуре восприятия нового, воспитать потребность в посещении музеев, выставок, спектаклей, концертов.
Эта работа помогает реализации следующих задач:
- развитие коммуникативных навыков, навыков продуктивного общения;
- формирование социального доверия, адекватной самооценки;
- развитие творческих способностей: музыкальных, артистических, изобразительных;
- развитие мелкой, крупной моторики рук, координации движений, мимики, пантомимы; развитие положительных эмоций;
- приобретение некоторых трудовых умений и навыков.
Экскурсии развивают у детей наблюдательность, способствуют адаптации в окружающем мире, обеспечивают закрепление понятий и представлений, воспитывают положительную мотивацию учения. Проводимая мною работа по социализации детей-инвалидов через экскурсии опирается на взаимодействие всех заинтересованных в успехах воспитанников взрослых: родителей, учителей, воспитателей. Эта работа даёт позитивные результаты. У детей формируется целостное восприятие окружающей действительности, обогащается кругозор конкретными представлениями о мире, вырабатывается эмоционально-положительное отношение к совместным творческим делам и мероприятиям. Дети учатся быть независимыми в самообслуживании, адекватно оценивать себя и окружающих людей, равноправно с ними взаимодействовать.
Список литературы:
1. Григорьева Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности : учебное пособие / под ред. Е. И. Григорьевой. Тамбов: Першина, 2004. 512 с
2. Луценко Е. Л. Проблемы социально-культурной деятельности как средства развития ребёнка-инвалида // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2011. № 18. С. 103-107.
3. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром, 80 с. Дошкольное воспитание. № 2, 2009.
4. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Педагогика, 1986. – 224 с./ Под ред. Л.А. Венгера./
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат