«Групповая работа как один из методов эффективной организации урока»
Начать его хотелось бы слов Льва Семёновича Выготского: «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».
Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника является такая организация работы учителя, в которой создаются благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу. Наиболее эффективной формой организации учебного процесса является создание группового взаимодействия., т.е. работа в группах.
Основная цель групповой работы – активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала, развитие мышления учащихся.
Важно научить ребят учиться вместе. Чтобы новые знания они открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы сообща.
Задачи групповой формы работы:
Активизация познавательной деятельности.
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности:
определение задач
, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
С чего начать организацию групповой работы?
Подготовительным этапом к групповой работе и одной из самых распространенных форм групповой работы является работа в парах
Работу в парах я организую как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроле знаний, т. е. на любом этапе урока .Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к таким упражнениям.
Первый , очень важный этап- объединение учеников в группы. Здесь учитываю очень многие факторы: и эмоционально-положительные отношения друг к другу, и уровень подготовленности каждого, и индивидуальные особенности каждого. Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по содержанию. Разделить класс на группы можно по предпочтениям, по интересам, по желанию. Главное- быть внимательным, чтобы в одной группе не собрались только активные или пассивные ученики, лидеры, конфликтующие, « сильные» или «слабые.
Описание видов групповой работы.
Пазлы
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. (Н-р. 2 класс окружающий мир Тема урока:» Если хочешь быть здоров». Каждая группа получает задание: 1 группа – режим дня, 2 – группа как правильно питаться, 3 – группа Правила личной гигиены, 4 группа – как ухаживать за зубами, 5 группа - С. Михалкова «Про девочку» разыграть стихотворение по ролям
Приём "Лови ошибку!" Учитель даёт правила, цитаты, формулы, где одно или несколько утверждений - неверны. Необходимо найти ошибку и доказать ошибочность, аргументируя свой выбор. Группа выполняет задание вместе, спикер группы представляет решение на весь класс .Выслушав спикера каждой группы, класс выбирает верное решение.
Игру «Продолжи
».
Которая основана на выполнении заданий разного рода группой «по
цепочке
».Можно
использовать на уроках по разным предметам (например, при описании картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном или явлении).
«Мозговой штурм» - каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы». Я провожу его чаще всего при изучении нового материала, при проведении словарной работы на уроках чтения. В текстах учебника встречается много слов, значение которых дети не знают, но в ходе коллективного обсуждения значение этих слов становится им понятно. Общаясь между собой, они включаются в активную мыслительную деятельность по выведению правил.При проведении «мозгового штурма» возможны следующие варианты организации работы:
а) «Круглый стол»: члены группы (в произвольном порядке) высказываются. Пока один говорит, остальные слушают.
б) «Обсуждение по кругу». Порядок работы такой же, как на «круглом столе». Отличие в том, что члены группы высказываются в заранее установленном порядке (например, по часовой стрелке).
Во время мозгового штурма я не обсуждаю, какая идея плохая, какая хорошая. Записываю все предложенные идеи, стараюсь, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делаем позже, после мозгового штурма.
Метод «
Аквариум
»
Аквариум
— это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Через интеграцию внедряются методы или приемы других базовых технологий, т.к. это приемлемо к новым образовательным стандартам, которые требуют саморазвития ребенка.
Приём "Пресс-конференция". Ребята, получив исследуемый текст, должны составить список вопросов к тексту. Затем группы отвечают на вопросы друг друга
Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:
Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
Меняется характер взаимоотношений между детьми;
Растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат