Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии школьников". Работа №54102

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии школьников"
Работа:

ГОУ ЛНР «ЧЕРВОНОПАРТИЗАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ШКОЛЬНИКОВ».

ПОДГОТОВИЛА: АЛТУНИНА Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023г.

Без педагогической игры на уроке невозможно

увлечь учеников в мир знаний и нравственных

переживаний, сделать их активными

участниками и творцами урока.

Ш.А. Амонашвили

На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо большое значение в связи с потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Решение проблемы связано с отбором форм, средств, методов и методических приемов обучения, заданий для учеников, которые лучшим образом отвечали бы современным требованиям к уроку, пробуждали бы интерес, наблюдательность, мышление, столь необходимые для воспитания и развития учащихся. Приведенному комплексу условий при правильной организации отвечают активные формы и методы обучения, в частности, игровые. Прежде всего, следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом. Сложность определяется многообразием форм игры, способов участия в них партнеров и алгоритмами проведения игры [6].

Сегодня и учёные-теоретики, и педагоги-практики озабочены проблемой повышения интереса учеников, воспитанников к учёбе. Учитывая, что наше время – это век компьютерных технологий, большое внимание уделяется использованию именно такого рода средств. О роли игры и говорить не приходится: у дошкольников она является ведущим видом деятельности, у младших и старших школьников игра перестаёт быть таковой. Опыт работы с детьми с ЗПР показал: школьники с таким диагнозом активно включаются в игры вне зависимости от возраста.

Исследователь Е. П. Позднякова отмечала, что «Основы теоретических и методологических подходов к решению проблемы активизации познавательной деятельности отражены в трудах Аристотеля, И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского» [3]. То есть, с самого начала педагогики проблема активизации познавательной деятельности стояла остро. В её решение свой существенный вклад внесли такие великие педагоги как: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и многие другие.

Поработаем с терминологией. Итак, активность – это важнейшая черта, способная изменить определённые действия в соответствии с собственными потребностями и взглядами, которая проявляется в интересе, учении, общественной жизни, различных видах творчества. Основополагающий принцип развития познавательной активности: давать учащимся не просто «готовые знания», но и знакомить со способами их добывания, методами действия с ними [3]. Дидактическая игра – вид деятельности, которая позволяет ребёнку целенаправленно и в непринуждённой форме овладеть конкретным учебным материалом. Главными признаками любой дидактической игры являются наличие чётко поставленной цели обучения, соответствующие результаты и учебно-познавательная направленность. Дидактическая игра имеет и другие отличительные от других видов деятельности признаки: игровая ситуация, правила игры, порядок игровых действий, система оценивания [2]. Мультимедиа – это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию. Сегодня сложилось три различных понимания слова мультимедиа:

1. Первое - это «мультимедиа как идея», т.е. новый подход к хранению информации различного типа.

2. Второе значение мультимедиа - это оборудование, которое позволяет работать с информацией различной природы. Это мультимедиа-платы, мультимедиа-комплексы, и, наконец, мультимедиа-центры.

3. Третье значение мультимедиа - это «мультимедиа-продукт» - продукт, составленный из данных всевозможных типов, да еще такой, в котором можно сориентироваться: каталог, энциклопедия.

Мультимедиа - это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь [7]. Информационные технологии — технологии обработки информации, в т. ч. с использованием электронной техники [4].

В результате, соединив дидактическую игру с мультимедиа, педагог получает серьёзный инструмент для формирования активности ученика. Однако, все исследователи отмечают: и в применении игр, и в использовании мультимедийных технологий существуют сложности, связанные с многообразием форм и видов, алгоритмом работы тех и других.

Но, всё же, плюсов значительно больше. Исследователи С. А. Ячменёв и Б. А. Ускова, отмечают, что «…интерактивная дидактическая игра является хорошим стимулом в достижении успеха там, где порой оказываются неэффективными многочисленные традиционные упражненияс помощью таких игр урок может стать незабываемым путешествием в мир познаваемого материала, дать возможность не только сильным, но и слабым ученикам проявить свой творческий потенциалПрактическое значение игры весьма многообразно и охватывает практически все стороны развития личности школьника, уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании, развитии познавательных интересов, выработке воли и характера, сенсорном развитии, формировании способности ориентироваться в окружающей действительности» [6]. Мультимедийные технологии могут применяться в виде компьютерных программ, слайд-фильмов и мультимедийных презентаций. Компьютерные программы обычно приобретают готовыми, а создание слайдов-фильмов и мультимедийных презентаций по силам большинству педагогов. Воспитатель может создать фильм или презентацию, учитывая особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии. Подобные компьютерные продукты, как правило, вызывают интерес у детей за счёт реалистичности и динамичности изображения [7]. Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно - образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, шум дождя.

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.).

6. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми с ОВЗ.

Игры, сочетающиеся с применением мультимедиа, помогают изменить роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса. Его активность проявляется в самостоятельном поиске ресурсов, средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практической задачи. Кроме того, указанный метод отличает высокая степень вовлеченности, что развивает стремление к знаниям, а на высшей ступени привычку к систематическому умственному труду.

Итак, изучив теоретические и практические материалы, можно с уверенностью сказать, что мультимедийная дидактическая игра является эффективным средством для повышения познавательной активности школьников. Это выражается через вовлеченность ученика или воспитанника в учебно-игровой процесс, что значительно повышает интерес к получению знаний. Большой плюс подобного рода деятельности состоит и в том, что он охватывает все категории учеников: от дошкольников до старшеклассников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Бахтин И.О. «Развитие познавательной активности школьников средствами мультимедиа»//

http

:

www

.

scienceforum

.

ru

Болутанова

Н.В. «Мультимедийные дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учеников начальной школы»// Всероссийский мастер-класс «Использование мультимедийных технологий в начальной школе»//

http

:

www

.

o

-

detstve

.

ru

Позднякова Е.П. «Игра с применением мультимедийных технологий как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»// «Актуальные вопросы психологии и педагогики»//

http

:

www

.

ciberleninka

.

ru

Саргова

О.Н. «Использование мультимедиа технологий в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся»//

http

:

www

.

урок.рф

Тищенко Е.И. «Использование мультимедийных дидактических средств на уроках в начальной школе»//

http

:

www

.

solncesvet

.

ru

Ячменёв

С.А.,

Ускова

Б.А. «Роль интерактивной дидактической игры в развитии познавательного интереса младших школьников»// «Молодой учёный», №7 (111), 2016.

«Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии воспитанников с интеллектуальной недостаточностью».//

http

:

www.bilimportal.kz




Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×