ГОУ ЛНР «ЧЕРВОНОПАРТИЗАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
ДОКЛАД
НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ШКОЛЬНИКОВ».
ПОДГОТОВИЛА: АЛТУНИНА Н.В.
2023г.
Без педагогической игры на уроке невозможно
увлечь учеников в мир знаний и нравственных
переживаний, сделать их активными
участниками и творцами урока.
Ш.А. Амонашвили
На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо большое значение в связи с потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Решение проблемы связано с отбором форм, средств, методов и методических приемов обучения, заданий для учеников, которые лучшим образом отвечали бы современным требованиям к уроку, пробуждали бы интерес, наблюдательность, мышление, столь необходимые для воспитания и развития учащихся. Приведенному комплексу условий при правильной организации отвечают активные формы и методы обучения, в частности, игровые. Прежде всего, следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом. Сложность определяется многообразием форм игры, способов участия в них партнеров и алгоритмами проведения игры [6].
Сегодня и учёные-теоретики, и педагоги-практики озабочены проблемой повышения интереса учеников, воспитанников к учёбе. Учитывая, что наше время – это век компьютерных технологий, большое внимание уделяется использованию именно такого рода средств. О роли игры и говорить не приходится: у дошкольников она является ведущим видом деятельности, у младших и старших школьников игра перестаёт быть таковой. Опыт работы с детьми с ЗПР показал: школьники с таким диагнозом активно включаются в игры вне зависимости от возраста.
Исследователь Е. П. Позднякова отмечала, что «Основы теоретических и методологических подходов к решению проблемы активизации познавательной деятельности отражены в трудах Аристотеля, И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского» [3]. То есть, с самого начала педагогики проблема активизации познавательной деятельности стояла остро. В её решение свой существенный вклад внесли такие великие педагоги как: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Поработаем с терминологией. Итак, активность – это важнейшая черта, способная изменить определённые действия в соответствии с собственными потребностями и взглядами, которая проявляется в интересе, учении, общественной жизни, различных видах творчества. Основополагающий принцип развития познавательной активности: давать учащимся не просто «готовые знания», но и знакомить со способами их добывания, методами действия с ними [3]. Дидактическая игра – вид деятельности, которая позволяет ребёнку целенаправленно и в непринуждённой форме овладеть конкретным учебным материалом. Главными признаками любой дидактической игры являются наличие чётко поставленной цели обучения, соответствующие результаты и учебно-познавательная направленность. Дидактическая игра имеет и другие отличительные от других видов деятельности признаки: игровая ситуация, правила игры, порядок игровых действий, система оценивания [2]. Мультимедиа – это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию. Сегодня сложилось три различных понимания слова мультимедиа:
1. Первое - это «мультимедиа как идея», т.е. новый подход к хранению информации различного типа.
2. Второе значение мультимедиа - это оборудование, которое позволяет работать с информацией различной природы. Это мультимедиа-платы, мультимедиа-комплексы, и, наконец, мультимедиа-центры.
3. Третье значение мультимедиа - это «мультимедиа-продукт» - продукт, составленный из данных всевозможных типов, да еще такой, в котором можно сориентироваться: каталог, энциклопедия.
Мультимедиа - это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь [7]. Информационные технологии — технологии обработки информации, в т. ч. с использованием электронной техники [4].
В результате, соединив дидактическую игру с мультимедиа, педагог получает серьёзный инструмент для формирования активности ученика. Однако, все исследователи отмечают: и в применении игр, и в использовании мультимедийных технологий существуют сложности, связанные с многообразием форм и видов, алгоритмом работы тех и других.
Но, всё же, плюсов значительно больше. Исследователи С. А. Ячменёв и Б. А. Ускова, отмечают, что «…интерактивная дидактическая игра является хорошим стимулом в достижении успеха там, где порой оказываются неэффективными многочисленные традиционные упражнения…с помощью таких игр урок может стать незабываемым путешествием в мир познаваемого материала, дать возможность не только сильным, но и слабым ученикам проявить свой творческий потенциал…Практическое значение игры весьма многообразно и охватывает практически все стороны развития личности школьника, уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании, развитии познавательных интересов, выработке воли и характера, сенсорном развитии, формировании способности ориентироваться в окружающей действительности» [6]. Мультимедийные технологии могут применяться в виде компьютерных программ, слайд-фильмов и мультимедийных презентаций. Компьютерные программы обычно приобретают готовыми, а создание слайдов-фильмов и мультимедийных презентаций по силам большинству педагогов. Воспитатель может создать фильм или презентацию, учитывая особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии. Подобные компьютерные продукты, как правило, вызывают интерес у детей за счёт реалистичности и динамичности изображения [7]. Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно - образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, шум дождя.
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.).
6. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми с ОВЗ.
Игры, сочетающиеся с применением мультимедиа, помогают изменить роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса. Его активность проявляется в самостоятельном поиске ресурсов, средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практической задачи. Кроме того, указанный метод отличает высокая степень вовлеченности, что развивает стремление к знаниям, а на высшей ступени – привычку к систематическому умственному труду.
Итак, изучив теоретические и практические материалы, можно с уверенностью сказать, что мультимедийная дидактическая игра является эффективным средством для повышения познавательной активности школьников. Это выражается через вовлеченность ученика или воспитанника в учебно-игровой процесс, что значительно повышает интерес к получению знаний. Большой плюс подобного рода деятельности состоит и в том, что он охватывает все категории учеников: от дошкольников до старшеклассников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Бахтин И.О. «Развитие познавательной активности школьников средствами мультимедиа»//
http
:
www
.
scienceforum
.
ru
Болутанова
Н.В. «Мультимедийные дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учеников начальной школы»// Всероссийский мастер-класс «Использование мультимедийных технологий в начальной школе»//
http
:
www
.
o
-
detstve
.
ru
Позднякова Е.П. «Игра с применением мультимедийных технологий как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»// «Актуальные вопросы психологии и педагогики»//
http
:
www
.
ciberleninka
.
ru
Саргова
О.Н. «Использование мультимедиа технологий в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся»//
http
:
www
.
урок.рф
Тищенко Е.И. «Использование мультимедийных дидактических средств на уроках в начальной школе»//
http
:
www
.
solncesvet
.
ru
Ячменёв
С.А.,
Ускова
Б.А. «Роль интерактивной дидактической игры в развитии познавательного интереса младших школьников»// «Молодой учёный», №7 (111), 2016.
«Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии воспитанников с интеллектуальной недостаточностью».//
http
:
www.bilimportal.kz
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат