«Работа над словарем и грамматическими категориями»
Учитель – логопед:
Филиппова Ю.В.
г.о Балашиха
2023г
СОДЕРЖАНИЕ:
Вопросы теории и практики словесной игры
Формирование связной диалогической и монологической речи у дошкольников
Способы словообразования
Значение словесных игр
Основные задачи по развитию словообразовательных навыков
Игра «Назови ласково»
Игра «Кто у кого»
Игра «Что для чего»
Игра «Измени слово»
Игра «Назови профессию»
Игра «Назови действие»
Игра «Чьи хвосты»
Игра «Что из чего сделано»
Игра «Закончи предложение»
Вывод
Особое место в жизни ребенка занимает игра – ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте.
«Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» Василий Александрович Сухомлинский.
Одним из видов игровой деятельности является словесная игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и актуальной деятельности, нравственных и эстетических представлений.
Вопросы теории и практики
словесной игры разрабатывались исследователями: Александрой Платоновной Усовой, Зинаидой Михайловной Богуславской, Анной Ивановной Сорокиной и другими.
Все словесные игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Формирование связной диалогической и монологической речи у дошкольников
во многом зависит от того, насколько они владеют словообразованием, грамматическим строем. Овладение процессом словообразования у детей сопровождается значительными трудностями. Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т. е. из которого оно выводится по смыслу и по форме.
Способы словообразования
Характеристика средства словообразования, используемого для о6разования новых слов, лежит в основе классификации способов словообразования:
1. приставочный: делать? пере-делать;
2. суффиксальный: мяч? мячик;
3. приставочно-суффиксальный: стакан? под-стакан-ник;
4. образование слов с помощью соединительных гласных: рыбу ловит – рыб (о) лов
Проблема нарушений процессов словообразования у дошкольников является актуальной. Это отражено в работах Александра Николаевича Гвоздева, Сергея Леонидовича Рубинштейна, Даниила Борисовича Эльконина и других.
Актуальность проблемы развития словообразования вызвана тем, что у многих детей имеются разнообразные нарушения процесса словообразования. Многие дети испытывают затруднения в подборе однокоренных слов, не могут образовывать слово, используя приставки или суффиксы; изменяя окончание, теряют смысл слова, проявляются трудности в дифференциации родственных слов; в невозможности выполнения заданий на словообразование. Нарушение развития процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устной речи, а затем и в письменной.
В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться.
Для точного усвоения словообразования необходимо многократное повторение трудных форм. Наряду с трудной формой следует брать и легкие, хорошо усвоенные детьми. Тогда ребенок начнет ориентироваться в типичных способах изменения слов, а не только будет усваивать одну трудную форму.
Системой словообразования дети начинают овладевать в среднем дошкольном возрасте. В средней и старшей группах процесс формирования словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. В подготовительной к школе группе начинает складываться знание норм словообразования.
Словесные игры имеют большое значение в речевом развитии детей
. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эти игры учат опираться в решении задачи на представление о ранее
воспринятых предметах, углублять знания о них, т. к. в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; учатся мыслить о вещах, с которыми в данное время не действуют. Основные требования всех видов игр по развитию речи: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.
Всё это послужило тому, что моей работой по самообразованию стала тема: «Словесная игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Основные задачи
, которые я ставлю перед собой в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию словообразовательных навыков:
учить самостоятельному образованию новых форм слова;
обучать образованию множественного числа существительных;
учить образованию слов с помощью соединительных гласных;
учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида;
учить образовывать глаголы пространственного значения;
учить образованию притяжательных и относительных прилагательных;
учить образованию сравнительной степени прилагательных;
научить образованию прилагательных от существительных.
Во время работы над словом, стимулирую детей к употреблению и формированию слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов. Слова, полученные на одном материале, можно автоматически переносить на другой материал (если кубик красный, то какие еще предметы бывают красными; если собака бежит, то кто еще умеет бегать). При таком переносе формируются словосочетания и короткие предложения.
Подбирая материал для словесных игр, стараюсь организовать его так, чтобы дети не просто запоминали ту или иную словообразовательную форму, но и в практическом плане освоили правила словообразования.
Например,
игра «Назови ласково»
Цель данной игры: обучение образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Я буду называть вам слово, а вы назовите его ласково.
Образуем слова с суффиксом -ик-
Куст-кустик
Лист-листик
Сад-садик
Дом-домик
Гвоздь-гвоздик
Таз-тазик
А теперь образуем уменьшительно-ласкательные сущ. с суффиксом -чик-
Шкаф-шкафчик
Костюм-костюмчик
Рукав-рукавчик
Диван-диванчик
Стул-стульчик
Стакан-стаканчик
С суффиксом -к-
Мышь-мышка
Лапа-лапка
Туча-тучка
Капля-капелька
Книга-книжка
Бумага-бумажка
Рука-ручка
Кольцо-колечко
С суффиксами -очк-, -ичк-
Тумба-тумбочка
Лента-ленточка
Сестра-сестричка
Коса-косичка
А сейчас будем словообразовывать ласкательные собственные имена
Аня-Анечка
Ваня-Ванечка
Оля-Олечка
Коля-Коленька
Даша-Дашенька
Лена-Леночка
Также словообразованию способствуют игры на соотношение сущ. в ед. и мн. ч.
«Кто у кого? »
Цель: соотношение названия животного и его детёныша (в ед. и мн. числе)
Кто у кошки? (котенок). Один котенок, а если много, как говорят? (котята) .
Кто у собаки? (щенок). Один щенок, а если их много, как говорят? (щенята) .
Кто у лошади? (жеребенок). Один жеребенок, а если много, как говорят? (жеребята)
Игра «Что для чего? »
Цель данной игры: образование наименований предметов посуды.
Скажите, пожалуйста, где хранятся эти предметы (хлеб - в хлебнице, сахар - в сахарнице, конфеты - в конфетнице) .
Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница)
Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница)
Способствует словообразованию изменение слов по аналогии.
Игра «Измени слово»
Мы будем изменять слова с помощью суффиксов -ин- и -инк-.
виноград - виноградина,
горох -.
картофель -.
жемчуг-.
бусы - бусинка,
изюм -.
жемчуг-.
роса-.
Игра «Назови профессию! »
Образование названий специальностей тоже способствует словообразованию.
Кто вставляет стекла? - Стекольщик.
Кто работает на экскаваторе? - Экскаваторщик и т. д.
Учить образованию слов с помощью соединительных гласных нам поможет
игра «Сложные слова»
рыбу ловит (рыболов)
сам катается (самокат)
листья падают (листопад)
сам летает (самолет)
лес рубит (лесоруб)
трубы чистит (трубочист)
игра «Назови действие»
Цель: дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
Сейчас я буду назвать глаголы, где действие совершается, а вы назовите действие, где оно уже совершено:
моет — вымыла,
вешает — повесила,
умывается — умылся
рисует — нарисовал
одевается — оделся
прячется — спрятался
С помощью игры «Добавь слово, обозначающее действие» учим образовывать глаголы пространственного значения.
в клетку. (влетает,
из клетки. (вылетает,
от дома. (отъезжает,
к дому. (подъезжает,
в школу. (приходит,
из школы. (уходит).
Игра «Чьи хвосты
? »
поможет нам образовывать притяжательные прилагательные.
Хвост собаки — собачий.
Хвост кошки — кошачий.
Хвост коровы — коровий.
Хвост лошади — лошадиный.
хвост волка - волчий.
хвост лисы - лисий.
Игра
«Что из чего сделано
? »
нам поможет учить образовывать прилагательные от существительных.
сковорода из чугуна - чугунная,
ложка из дерева - деревянная,
ваза из хрусталя - хрустальная,
шинель из сукна - суконная.
Игра
«Закончи предложение»
Цель: образование сравнительной степени прилагательных.
Куст низкий, а трава еще.
Дерево твердое, а железо еще.
Утром светло, а днем еще светлее.
Осенью холодно, а зимой еще.
ВЫВОД
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что словесные игры формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Правильное руководство играми имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в формировании его личности.
Старайтесь чаще играть с детьми в словесные игры - они не требуют особых усилий и дополнительного материала.
Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения. Эти игры особенно важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат