Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

" Работа над словарем и грамматическими категориями". Работа №54106

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
" Работа над словарем и грамматическими категориями"
Работа:

 

 

 

 

 

 

 

«Работа над словарем и грамматическими категориями»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель – логопед:

Филиппова Ю.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.о Балашиха

2023г

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Вопросы теории и практики словесной игры

Формирование связной диалогической и монологической речи у дошкольников

Способы словообразования

Значение словесных игр

Основные задачи по развитию словообразовательных навыков

Игра «Назови ласково»

Игра «Кто у кого»

Игра «Что для чего»

Игра «Измени слово»

Игра «Назови профессию»

Игра «Назови действие»

Игра «Чьи хвосты»

Игра «Что из чего сделано»

Игра «Закончи предложение»

Вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особое место в жизни ребенка занимает игра – ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте.

«Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» Василий Александрович Сухомлинский.

Одним из видов игровой деятельности является словесная игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и актуальной деятельности, нравственных и эстетических представлений.

Вопросы теории и практики

словесной игры разрабатывались исследователями: Александрой Платоновной Усовой, Зинаидой Михайловной Богуславской, Анной Ивановной Сорокиной и другими.

Все словесные игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Формирование связной диалогической и монологической речи у дошкольников

во многом зависит от того, насколько они владеют словообразованием, грамматическим строем. Овладение процессом словообразования у детей сопровождается значительными трудностями. Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т. е. из которого оно выводится по смыслу и по форме.

 

Способы словообразования

Характеристика средства словообразования, используемого для о6разования новых слов, лежит в основе классификации способов словообразования:

1. приставочный: делать? пере-делать;

2. суффиксальный: мяч? мячик;

3. приставочно-суффиксальный: стакан? под-стакан-ник;

4. образование слов с помощью соединительных гласных: рыбу ловит – рыб (о) лов

Проблема нарушений процессов словообразования у дошкольников является актуальной. Это отражено в работах Александра Николаевича Гвоздева, Сергея Леонидовича Рубинштейна, Даниила Борисовича Эльконина и других.

Актуальность проблемы развития словообразования вызвана тем, что у многих детей имеются разнообразные нарушения процесса словообразования. Многие дети испытывают затруднения в подборе однокоренных слов, не могут образовывать слово, используя приставки или суффиксы; изменяя окончание, теряют смысл слова, проявляются трудности в дифференциации родственных слов; в невозможности выполнения заданий на словообразование. Нарушение развития процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устной речи, а затем и в письменной.

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться.

Для точного усвоения словообразования необходимо многократное повторение трудных форм. Наряду с трудной формой следует брать и легкие, хорошо усвоенные детьми. Тогда ребенок начнет ориентироваться в типичных способах изменения слов, а не только будет усваивать одну трудную форму.

Системой словообразования дети начинают овладевать в среднем дошкольном возрасте. В средней и старшей группах процесс формирования словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. В подготовительной к школе группе начинает складываться знание норм словообразования.

Словесные игры имеют большое значение в речевом развитии детей

. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эти игры учат опираться в решении задачи на представление о ранее

воспринятых предметах, углублять знания о них, т. к. в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; учатся мыслить о вещах, с которыми в данное время не действуют. Основные требования всех видов игр по развитию речи: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.

Всё это послужило тому, что моей работой по самообразованию стала тема: «Словесная игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Основные задачи

, которые я ставлю перед собой в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию словообразовательных навыков:

учить самостоятельному образованию новых форм слова;

обучать образованию множественного числа существительных;

учить образованию слов с помощью соединительных гласных;

учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида;

учить образовывать глаголы пространственного значения;

учить образованию притяжательных и относительных прилагательных;

учить образованию сравнительной степени прилагательных;

научить образованию прилагательных от существительных.

Во время работы над словом, стимулирую детей к употреблению и формированию слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов. Слова, полученные на одном материале, можно автоматически переносить на другой материал (если кубик красный, то какие еще предметы бывают красными; если собака бежит, то кто еще умеет бегать). При таком переносе формируются словосочетания и короткие предложения.

Подбирая материал для словесных игр, стараюсь организовать его так, чтобы дети не просто запоминали ту или иную словообразовательную форму, но и в практическом плане освоили правила словообразования.

Например,

игра «Назови ласково»

Цель данной игры: обучение образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Я буду называть вам слово, а вы назовите его ласково.

Образуем слова с суффиксом -ик-

Куст-кустик

Лист-листик

Сад-садик

Дом-домик

Гвоздь-гвоздик

Таз-тазик

А теперь образуем уменьшительно-ласкательные сущ. с суффиксом -чик-

Шкаф-шкафчик

Костюм-костюмчик

Рукав-рукавчик

Диван-диванчик

Стул-стульчик

Стакан-стаканчик

С суффиксом -к-

Мышь-мышка

Лапа-лапка

Туча-тучка

Капля-капелька

Книга-книжка

Бумага-бумажка

Рука-ручка

Кольцо-колечко

С суффиксами -очк-, -ичк-

Тумба-тумбочка

Лента-ленточка

Сестра-сестричка

Коса-косичка

А сейчас будем словообразовывать ласкательные собственные имена

Аня-Анечка

Ваня-Ванечка

Оля-Олечка

Коля-Коленька

Даша-Дашенька

Лена-Леночка

Также словообразованию способствуют игры на соотношение сущ. в ед. и мн. ч.

«Кто у кого? »

Цель: соотношение названия животного и его детёныша (в ед. и мн. числе)

Кто у кошки? (котенок). Один котенок, а если много, как говорят? (котята) .

Кто у собаки? (щенок). Один щенок, а если их много, как говорят? (щенята) .

Кто у лошади? (жеребенок). Один жеребенок, а если много, как говорят? (жеребята)

Игра «Что для чего? »

Цель данной игры: образование наименований предметов посуды.

Скажите, пожалуйста, где хранятся эти предметы (хлеб - в хлебнице, сахар - в сахарнице, конфеты - в конфетнице) .

Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница)

Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница)

Способствует словообразованию изменение слов по аналогии.

 

Игра «Измени слово»

Мы будем изменять слова с помощью суффиксов -ин- и -инк-.

виноград - виноградина,

горох -.

картофель -.

жемчуг-.

бусы - бусинка,

изюм -.

жемчуг-.

роса-.

Игра «Назови профессию! »

Образование названий специальностей тоже способствует словообразованию.

Кто вставляет стекла? - Стекольщик.

Кто работает на экскаваторе? - Экскаваторщик и т. д.

Учить образованию слов с помощью соединительных гласных нам поможет

игра «Сложные слова»

рыбу ловит (рыболов)

сам катается (самокат)

листья падают (листопад)

сам летает (самолет)

лес рубит (лесоруб)

трубы чистит (трубочист)

 

 

 

игра «Назови действие»

Цель: дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Сейчас я буду назвать глаголы, где действие совершается, а вы назовите действие, где оно уже совершено:

моет — вымыла,

вешает — повесила,

умывается — умылся

рисует — нарисовал

одевается — оделся

прячется — спрятался

С помощью игры «Добавь слово, обозначающее действие» учим образовывать глаголы пространственного значения.

в клетку. (влетает,

из клетки. (вылетает,

от дома. (отъезжает,

к дому. (подъезжает,

в школу. (приходит,

из школы. (уходит).

Игра «Чьи хвосты

? »

поможет нам образовывать притяжательные прилагательные.

Хвост собаки — собачий.

Хвост кошки — кошачий.

Хвост коровы — коровий.

Хвост лошади — лошадиный.

хвост волка - волчий.

хвост лисы - лисий.

Игра

«Что из чего сделано

? »

нам поможет учить образовывать прилагательные от существительных.

сковорода из чугуна - чугунная,

ложка из дерева - деревянная,

ваза из хрусталя - хрустальная,

шинель из сукна - суконная.

Игра

«Закончи предложение»

Цель: образование сравнительной степени прилагательных.

Куст низкий, а трава еще.

Дерево твердое, а железо еще.

Утром светло, а днем еще светлее.

Осенью холодно, а зимой еще.

ВЫВОД

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что словесные игры формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Правильное руководство играми имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в формировании его личности.

Старайтесь чаще играть с детьми в словесные игры - они не требуют особых усилий и дополнительного материала.

Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения. Эти игры особенно важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×