Дидактические игры для детей
с тяжелой и умеренной степенью умственной отсталости
Основная цель специального коррекционного образования - обеспечить доступное и качественное образование для детей с ограниченными возможностями, формировать наилучшие пути для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. На сегодня в центре внимания - ученик, его личность, богатый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога - выбрать оптимальные методы и формы организации учебного процесса учащихся, которые будут соответствовать поставленной цели развития и коррекции личности учащихся с ограниченными возможностями в развитии.
Самые большие возможности для развития учащихся даёт игровая деятельность. Доказано, что в игре интенсивно развивается психика, моторика и эмоциональное состояние учащегося. Игра как средство воспитания и обучения учеников широко использовалась и продолжает использоваться как среди здоровых, так и у учащихся с нарушениями в развитии. Однако, именно для учащихся с нарушениями интеллекта игре отводится особое место
Основной задачей при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом нужно помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории детей с ОВЗ. Уроки обязаны быть увлекательными, занимательными. Поэтому большое внимание уделяется дидактическим играм, с помощью которых учащиеся лучше запоминают изучаемый материал.
Предлагаю перечень дидактических игр, которые я использую в обучении детей с умственной отсталостью:
«Что изменилось?»
На стол ставятся несколько предметов. Ребенок рассматривает их одну-две минуты. Затем просят его закрыть глаза, отвернуться и убирают один из предметов. Когда ребенок повернется и (или) откроет глаза, он говорит, что изменилось. (Можно не убирать ни один предмет, а поменять 2 из них местами)
«Найди тень»
Цель: развитие концентрации внимания.
Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой ею тени.
Ход игры. Ребенку предлагают рисунки с изображением транспорта и их теней.
«Найди предмет по контору»
Цель: собрать парные карточки с изображением одного и того же предмета по контору.
Цель: научить классифицировать предметы по группам (овощи, фрукты).
«Собери половинки»
Цель: учить составлять целую картинку из двух частей.
«Найди пару»
Цель: формирование знаний об окружающем мире и отработка навыка группировки предметов по форме (лото)
Ход игры. Найти одинаковые предметы
«Выкладывание узора из счетных палочек»
Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.
Оборудование: счетные палочки, образец.
Ход игры. Детям предлагаю по образцу выложить из счетных палочек: цифры, букву, простой узор .
«Найди заплатку»
Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.
Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место.
«Подбери фигуру»
Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.
Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.
Педагогу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Именно для этой цели и служат дидактические игры. Ведь дидактическая игра - это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. А игра в свою очередь является основным видом деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра несет две цели: обучающая, которую преследует взрослый и игровая, ради которой действует ребенок. Эти две цели должны дополнять друг друга и обеспечивать усвоение программного материала.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат