Развитие мышления у детей
В развитии мышления и других психических процессов дошкольников большое значение имеет игра, процесс которой связан со свойствами предметов (их цветом, формой, величиной, весом, свойствами), произведением с ними различных действий. Это способствует комплексному изучению этих предметов, создает условия для одновременного взаимодействия различных органов чувств.
В процессе мыслительной деятельности каждого человека вырабатываются определенные приёмы или операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.
Существует три вида мышления:
1) наглядно-действенное (дети познают мир с помощью манипулирования предметами);
2) наглядно-образное (дети уже могут представлять предметы или явления окружающей среды);
3) словесно-логическое (дети пользуются понятиями, умеют рассуждать).
Примеры игр на развитие мышления дошкольников.
1) «Где мама, покажи маму»
Перед ребенком раскладываются картинки домашних животных (собака, кошка, свинья, корова и т.п.) и отдельно картинки их детенышей (котёнок, щенок, поросёнок, телёнок и т.п.). Дошкольнику предлагается найти маму малышу и назвать ее.
2) «Назови одним словом»
Перед ребенком раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: машинка, мячик, кубики- это игрушки; поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные; яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.
3) «Подбери по цвету»
В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, ребенку предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.
4) «Собери друзей»
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими. Например, все овощи окажутся в одной группе, все фрукты – в другой и т.д.
5) «Разложи картинки»
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение составляют рассказ по картинкам. Младшим дошкольникам дают две последовательные картинки. В 5-6 лет ребенку предлагается серия из трех сюжетных картинок, в 6-7 лет – из четырех-пяти штук.
6) «Что лишнее?»
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (игрушки, посуда, животные, транспорт, летает, холодное и т.п.), а четвертая картинка – лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает и чем похожи картинки, которые он оставил.
7) «Чередование»
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизывать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности, например: красная бусина, синяя, жёлтая, зелёная и т.д. Таким же образом можно предложить нарисовать разноцветный забор, или же выложить его на столе из разноцветных счетных палочек и т.д. С возрастом ритм узора будет усложняться.
8) «Найди лишнее слово»
Взрослый читает серию слов (Например: лиса, волк, стол, медведь) и предлагает ребенку хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит лишнее слово. Попросите ребенка объяснить свой выбор.
9) «Кто быстрее»
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, а ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно также называть не только цвет, но и признак (Например: вкус, форму предмета).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат