УДК 72.01
Ержанова А.К.
Преподаватель
Тюменский государственный институт культуры
(г. Тюмень, Россия)
СЕМАНТИКА В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ
Если разделять архитектуру на «правильную» и «неправильную», то какой будет первая? Однозначно она должна быть связанной с человеком, с его традициями, знаниями и потребностями. Архитектор создает «правильную» архитектуру как текст, используя «морфологию форм», семантические ассоциации, «лексику» архитектуры. Другими словами, он владеет искусством поэтики.
Наполненную архитектуру, созданную на основе символов и метафор, начали строить в период постмодерна. Чарльз Дженкс в своей статье «Новая парадигма в архитектуре» акцентирует возможность существования архитектуры как мощного средства человеческого общения. Он призывает к развитию «лингвистического аппарата» архитектуры, выявляя в ней аналогии таким понятиям языка, как фраза, слово, метафора, семантика и синтаксис.
Такой подход в архитектуре активно используют в современном мире. Одним из ярких примеров инакомыслящих архитекторов является Жан Нувель. Его Музей на набережной Бранли можно без сомнений отнести к “живой” архитектуре. Здесь и пространство, и цвет, и свет, и форма - всё уникально. Главное здание музея представляет собой длинный переход на сваях, как туннель, нависающий над садом. Здание спрятано в зелени. Растения, образующие сад, не просто уживаются друг с другом, но и гармонируют по цвету, размеру, фактуре листьев, создавая неповторимый рисунок, цветовые переходы и рельеф композиции. Сверхзадачей было создать здание, которое «должно заставлять публику восхищаться его своеобычностью и многогранностью; воплощать уважению к диалогу культур; быть вызовом высокомерию и этноцентризму европейских музеев». И задача определенно была выполнена. «Если архитектура - текст, то в тексте о Бранли: красота, протест, декларации, история, символы, метафоры, наслаждение, притязания, утилитарные функции, сравнения, конструирование.» (Г. В. Вершинин. Лекция «Если представить, что архитектура - текст»).
Архитектура должна иметь смысл.
О чем думает архитектор, когда создает здание музея племенных культур? О связи природы и человека. Если великий архитектор берется за жилой дом, он думает о нем, не как о наборе помещений, а как о месте, где будут жить люди, со взлетами и падениями, с радостью и грустью. А если проектирует павильон, в который съедутся гости из разных стран? Наверняка о пересечении путей. Проектируя штаб-квартиру новостного телеканала? Возможно, о работе журналиста, чьи глаза должны пристально следить за главными событиями и тенденциями.
Здание Euronews ярко-зеленого цвета. Фабриса Ибера именует этот цвет цветом коммуникации (семантика цвета), а на фасаде автор дизайна изображает звуковые волны и потоки воды. Ажурные панели защищают здание от перегрева. Ниши - «глаза» приносят в здание (работающее 24/7) свет и свежий воздух.
Проект детского сада притцкеровских лауреатов - разноцветный аттракцион из колонн разного диаметра. Градиент здесь смягчает и скрывает ощущение жесткой защищенности.
«Проекты архитектурного трио впечатляют глубоким уважением к существующему контексту, их постройки гармонично вписываются в окружающую среду, образуя с ней единый ландшафт. Вписывая свои постройки в существующее окружение, архитекторы тщательно подбирают материалы, используя, в том числе, вторично переработанные пластик и сталь. Виртуозно играя с материальностью и прозрачностью, светом и тенью, массой и хрупкостью, разрушая границы между интерьером и экстерьером, архитекторы создают по-настоящему эмоциональную архитектуру. Говоря словам председателя жюри Премии Гленна Мёркатта (Glenn Murcutt), – архитектуру поэтического уровня.» (URL: http://www.designstory.ru).
А кто-то ставит цель с помощью архитектуры заставить человека наслаждаться моментом, отвлечься от проблем цивилизации, показать ценность мгновения.
“Остроумное здание – это то, которое рождает у нас необычные, но убедительные ассоциации.”
“Чем больше метафор, тем величественнее драма, и чем тоньше она задумана, тем глубже тайна”.
“В архитектуре обозначить метафору в лоб – значит убить ее. Когда киоски, где продаются горячие сосиски «хот дога», делают в форме этих «хот дога», остается мало простора для работы нашего воображения и подавляются все остальные метафоры”. (Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. — М., 1985)
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат