Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ ПО ОТНОШЕНИЮ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ И ОСУЖДЕННЫХ. Работа №54209

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ ПО ОТНОШЕНИЮ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ И ОСУЖДЕННЫХ
Работа:

Курсант 4 курса очного обучения
юридического факультета
ВЮИ ФСИН России
Кузнецов Д.С.

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ ПО ОТНОШЕНИЮ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ И ОСУЖДЕННЫХ

 

Аннотация: статья затрагивает основные аспекты применения физической силы в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных в рамках деятельности уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, деятельность УИС, уголовно-исполнительное законодательство, применение физической силы.

Annotation: The article touches upon the main aspects of the use of physical force against suspects, accused and convicts in the framework of the activities
of the penitentiary system.

Keywords: penitentiary system, penitentiary systems’ activities, penal law, use
of physical force.

 

В настоящее время уголовно-исполнительная система находится
на стадии активного развития. Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года1 подразумевает создание порядка
и условий отбывания наказания в виде лишения свободы,
которые обеспечивают, в первую очередь, гуманное отношение
к подозреваемым, обвиняемым и осужденным, защиту их прав и законных интересов.

Анализ практической деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации свидетельствует об имеющихся трудностях
в реализации данного направления. Это может быть связано
с недостаточными теоретическими исследованиями и различием
в практическом применении и внедрении рекомендаций научного общества.

Как показывает практика, в Российской Федерации все еще не изжили себя «пыточные» методы воспитания подозреваемых, обвиняемых
и осужденных, несмотря на обширную законодательную базу в сфере обеспечения безопасности, применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Действующее уголовно-исполнительное законодательство
при соблюдении определенных условий и правовой процедуры позволяет сотрудникам УИС применять физическую силу в отношении спецконтингента. Правовым основанием выступает: Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 21.07.1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и другие.

К прохождению службы сотрудниками в уголовно-исполнительной системе выдвигаются требования, связанные с их профессиональной
и психологической подготовкой. ФСИН России определяет содержание программ специальной подготовки к действиям в условиях, связанных
с применением физической силы2.

А.А. Малиновский в своей работе выделяет основания применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в отношении спецконтингента, базируясь на действующем уголовно-исполнительном законодательстве3:

- сопротивление персоналу мест лишения свободы и (или) содержания под стражей активное противодействие осужденными (заключенными под стражу) выполнению возложенных на сотрудников этих учреждений обязанностей по обеспечению порядка отбывания наказания;

- злостное неповиновение законным требованиям, открытый, демонстративный отказ от исполнения требования сотрудника, который
в силу выполняемых им функций имеет основанное на законе право предъявить такое требование, а осужденный обязан его выполнить;

- проявление буйства - бесчинство, агрессивное поведение, которое может сопровождаться повреждением имущества, оскорблением персонала, нецензурной бранью (такого рода действия можно при наличии соответствующих признаков рассматривать как хулиганство (ст. 213 УК РФ);

- участие в массовых беспорядках, которое выражается в действиях, сопровождающихся насилием над спецконтингентом, персоналом и другими гражданами, уничтожением имущества, поджогами, погромами, использованием огнестрельного оружия, вооруженным сопротивлением представителям власти (ст. 212 УК РФ);

- захват заложников - противоправное насильственное лишение человека или группы лиц свободы с последующим открытым выдвижением требований совершить какие-либо действия или воздержаться от каких-либо действий как условия их освобождения (ст. 206 УК РФ);

- нападение на граждан, выражаемое в применении физического насилия, нанесении побоев персоналу, подозреваемым и обвиняемым,
а также гражданам, находящимся на территории учреждения УИС
или на территории, прилегающей к нему (нападение может носить корыстный характер и выражаться в форме разбойных нападений - ст. 111, 112, 115, 162 и др. УК РФ);

- побег из места лишения свободы - самовольное, незаконное оставление места содержания под стражей (он может сопровождаться применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо угрозой применения насилия с применением оружия или предметов, используемых
в качестве оружия (ст. 313 УК РФ);

- задержание бежавших из-под конвоя, мест содержания под стражей, проявляемое в действиях по пресечению состоявшегося побега.

Установленный действующим законодательством порядок применения физической силы в отношении спецконтингента предусматривает определенный алгоритм действий, который сотрудник обязан соблюдать:

1) предупредить подозреваемого, обвиняемого или осужденного
о намерении применения физической силы в ответ на невыполнение законных требований;

2) предоставить достаточное количество времени для выполнения предъявленных требований;

3) свести к минимуму вред, причиняемый здоровью подозреваемого, обвиняемого или осужденного при применении физической силы.
При необходимости оказать первую медицинскую помощь.

Кроме того, сотрудник обязан доложить непосредственному руководителю о факте применения физической силы рапортом установленного образца. После сбора всех необходимых материалов,
в течение 24 часов руководитель учреждения УИС или лицо,
его замещающее, докладывают в территориальный орган и прокуратуру
по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о факте применения физической силы с подробным изложением обстоятельств.

Более того, впоследствии в отношении сотрудника или сотрудников, применивших физическую силу в отношении подозреваемых, обвиняемых или осужденных может быть проведена проверка, в результате которой действия таких сотрудников могут признать незаконными и повлечь строгую дисциплинарную (или даже уголовную) ответственность.

Этим объясняется необходимость строгого соблюдения правовой процедуры при применении физической силы, специальных средств и (или) огнестрельного оружия в отношении спецконтингента.

Применение физической силы является наиболее мягким способом воздействия на сопротивление или неповиновение спецконтингента
в условиях учреждений уголовно-исполнительной системы. Однако, следует отметить, что оказываемое физическое воздействие должно быть соизмеримо совершаемому спецконтингентом деянию.

Также, немаловажным является факт, что любые действия (бездействие) сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы,
в том числе применение физической силы, может быть обжаловано гражданами в вышестоящие инстанции и иные органы. Этим правом активно пользуются родственники и правозащитники, а также сами подозреваемые, обвиняемые и осужденные. Именно поэтому важно соблюдать установленный законом порядок и условия применения физической силы
в отношении спецконтингента.

В заключение следует отметить, что обеспечение безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы включает в себя несколько основных элементов. Однако, недостаточный уровень теоретических исследований и низкая адаптивность результатов исследований и научных рекомендаций к практической деятельности УИС создают неблагоприятные условия для развития сферы обеспечения безопасности в целом. Применение физической силы в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных является основой многих дискуссий и требует глубокого изучения с последующим внедрением комплекса изменений в практическую деятельность уголовно-исполнительной системы.

Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 г. № 1138-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г.» // СПК «Консультант Плюс» /
URL: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=383610&dst=1000000001&demo=1 (дата обращения: 01.12.2022)

Есаков Г.Л. Основы сравнительного уголовного права: монография – М.: Элит, . – с. 454

Малиновский А. А. Сравнительное правоведение в сфере уголовного права – М. : Международные отношения, 2014. – С. 85 - 89

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×