Кораблина Галина Александровна
Воспитатель
МОУ Детский сад №2
г. Волгоград
Инновационный подход в развитии логического мышления детей дошкольного возраста.
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – важный аспект современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в себе, легче адаптируются в новой обстановке.
Формирование развития логического мышления — важная составная часть педагогического процесса, которая, в основном, решается средствами занимательности в обучении математике. Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.
Первоначальным источником познания детей является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. Чем богаче будут их — научные представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям. В связи с этим дошкольник является субъектом естественно-математического пространства и ему отводится важное место в системе дошкольного образования.
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке детей к школе, важно познакомить ребенка с основами логического мышления и основными приемами: сравнение, синтез, анализ и классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей.
Однако не следует думать, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от уровня развития ребенка.
Современная педагогическая учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.
Таким образом, обнаруживается противоречие между повышением уровня сформированности математических способностей, логического мышления дошкольников и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в системе дошкольного образования.
Одним из путей для развития математических способностей дошкольников, на мой взгляд, является совершенствование содержания занятий математического цикла, активное использование блоков Дьенеша. Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.
А самое главное, играть этими блоками будет интересно и малышам двух-трех лет и старшим дошколятам.
Цель: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических фигур и блоков Дьенеша.
Новизна опыта заключается в разработке системы занятий по математике для детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша, систематизации и серии игр и игровых заданий для развития математических способностей, логического мышления и моделирования чисел. Одним из наиболее эффективных пособий на мой взгляд являются логические блоки Дьенеша, которые способствуют развитию у детей креативного мышления, памяти, воображения и других психических процессов. Самостоятельности в выполнении простых, логико-математических действий, их осознание, развитие способности детей управлять собой, в жизненных ситуациях. Выполнение действий по алгоритму создает основу совершенствования умения контролировать ход своих решений.
Выявление уровня сформированности первичных понятий: логические действия, структура и алгоритмы выполнения действий у детей старшего дошкольного возраста, сформированности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста, уровня развития логического мышления и готовности к школьному обучению.
Основное внимание уделяется развитию у детей основы математических способностей, элементы логического мышления, формировать интерес к учебной деятельности средствами использования дидактического материала — блоков Дьенеша.
Была создана предметно-развивающая среда, которая включала в себя: дидактические средства: наглядный материал (игры и упражнения, схемы, карты) с блоками Дьенеша, модели, экспериментирование; практические (игровые) методы и приёмы.
Блоки Дьенеша помогли в изучении основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве геометрическим отношением, включать подмножества в состав множества.
В основе опыта лежат идеи Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, А. Н. Колмогорова, В.А. Крутецкого, Л. М.Векнера, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. Г. Петрова, Ю. Т. Матасова, С. Л. Рубинштейна, Е. А. Стребелевой и др., которые подчеркивают ведущую роль активного взаимодействия индивида с социальной средой. А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Б. И. Пинский утверждали, что при организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
В настоящее время выделено несколько подходов к определению задач и содержанию математического воспитания старших дошкольников. В основу опыта легла идея Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей об использовании универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям дидактических материалов — блоков Дьенеша, применение которых в работе с дошкольниками дает очень высокие результаты, позволяя развивать у них логико-математические умения и представления, основы математических способностей.
В дошкольном образовании имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, в частности математического развития, мыслительные умения дают немногие. Основные особенности блоков Дьенеша — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Этот дидактический материал помогает осваивать сенсорные эталоны цвета, формы, величины, тренирует тактильно-осязательные анализаторы. Способствует максимальному развитию мелкой моторики рук, речи, что немаловажно для совершенствования математических способностей.
Дидактический материал «Логические блоки» состоит: 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по схемам и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения и т.д». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память и восприятие. Учатся излагать свои рассуждения, а также развивают творческие способности, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
создание определенной предметно-развивающей среды в группе;
разработка перспективно-тематического плана занятий по математике на старшую и подготовительную группу;
разработку
тематических занятий по математике для старшей и подготовительной группы на год с использованием блоков
Дьенеша
;
систематизация игр с блоками
Дьенеша
;
изготовление нестандартных дидактических игр математического содержания использование данного дидактического материала.
Таким образом, в группе был оформлен центр развивающих игр, где в постоянном доступе (наряду с другими играми) располагались блоки Дьенеша, периодически лишь варьировались и усложнялись игровые задания.
Список литературы:
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М. 1997.
Непомнящая Р. Л.
;
Носова Е. А. Логика и математика для дошкольников. СПБ: «
Детств
о-
Пресс» 2002
Панова Е. Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ Воронеж 2007
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат