Кузьмина Айталина Алексеевна
учитель начальных классов
МБОУ «ПСОШ №1 с УИОП
имени И.М. Яковлева»
Развитие и формирование математической грамотности младших школьников
Аннотация. В данной статье рассматривается развитие и формирование математической грамотности младших школьников. Выявлена актуальность данной темы, раскрыто понятие математическая грамотность. Проанализирован учебно-методический комплект «Школа России». Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Ключевые слова: развитие, формирование, школьник, младший школьник, грамотность, математическая грамотность, математика, школьник, младший школьник.
В современном мире младший школьный возраст является сензитивным периодом формирования предпосылок к теоретическому сознанию и мышлению, которые в свою очередь являются основанием для формирования математической грамотности. В обновленном ФГОС НОО, основном регламентирующем документе начального общего образования, обозначены следующие предметные результаты освоения данной программы: «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач» [3].
Международное исследование PISA даёт следующее определение термину «математическая грамотность» — это «способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах» [4, с. 5].
Н.Ф. Виноградова пишет: «функциональная математический грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенок должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
- способность строить социальные отношения;
- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию» [1, с. 16].
Сущность понятия «математическая грамотность» заключается в «способности индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира». Однако при характеристике данного понятия стоит учитывать два основополагающих столпа математической грамотности, а именно фундаментальные математические идеи и математическую компетентность, которые представляют собой обязательность взаимопроникновения теории и практики математического образования.
Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех компонентов:
-ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний;
-ученик способен устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы;
-ученик владеет математическим языком, применяет его, чтобы решить математические задачи, построить математические суждения, работать с математическими фактами.
Мы обучаем детей по учебно-методическому комплекту «Школа России». В данном УМК присутствуют задания по формированию и оценке математической грамотности. Представлены задания для всех уровней математической грамотности [2].
Считаю, что для развития и формирования математической грамотности младших школьников возможно использовать электронные образовательные ресурсы Учи.ру, Яндек.Учебник, Смарт-Кенгуру и другие.
А также для развития и формирования математической грамотности младших школьников мы разработали систему заданий в рамках проведения уроков математики в 3 классе. Рассмотрим некоторые фрагменты уроков.
1. Виды треугольников. Фрагмент: Айгылаан и Айыына получили задание от мамы задание рассортировать цветные треугольники по 3 коробкам. Но приступив к работе они постоянно спорили о том, какой треугольник в какую коробку отнести. Мы должны помочь им.
2. Решение задач. Фрагмент: На улице Орджоникидзе с давних пор работает типография. Раньше за час здесь печатали 15 открыток и рабочий день состоял из 12 часов. Сейчас же за час в типографии печатается 48 открыток. Насколько раньше могли бы уходить домой старые рабочие, если бы они могли печать такое же количество как сейчас? Проследите зависимость, сделайте вывод.
При реализации заданий учитывались особенности учебно-методического комплекса, степень изученности математического материала.
Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Таким образом, развитию и формированию математической грамотности младших школьников существенную роль играет учитель. Цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать.
Литература
1. Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с.
2. Моро М.И. Математика. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [М. И. Мороидр.]. 4-е изд. доп. М.: Просвещение, 2019. 144 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100).
4. PISA 2021 Draft Analytical Framework [Электронный ресурс]// Официальный сайт ОЭСР. URL: http://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2021-draft-frameworks.pdf (дата обращения: 26.02.23).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат