Авторы:
Иванова Наталия Владимировна, педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Костромы “Центр естественнонаучного развития «ЭКОсфера»”. Руководитель объединения «Зоологический калейдоскоп» (знакомство с животными, растениями, явлениями природы и природными сообществами; изучение взаимодействия природных объектов друг с другом и с окружающей средой)
Название статьи: «Применение технологии эвристического обучения в изучении природных объектов и явлений»
Краткое содержание статьи:
Эвристический метод обучения – это организация активного поиска решения познавательных задач, выдвинутых в процессе обучения или самостоятельно сформулированных под руководством педагога или на основе эвристических указаний и программ. Для изучения природных объектов и явлений эвристический метод хорош тем, что сочетает в себе активную творческую деятельность учеников с поиском новых знаний и приобретением каждым учеником личного продуктивного опыта.
Ключевые слова: эвристическое обучение, творчество, поиск, природа, активность.
Текст статьи:
По мнению Андрея Викторовича Хуторского, эвристическое обучение определяется как «обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания». Эвристическое обучение сочетает в себе творческую и познавательную деятельность. Учитель не дает ученику готовые знания; он предоставляет ему объект, знаниями о котором должен овладеть ученик. В рамках экологического образования это может быть растение, животное, природное сообщество, природное явление или природный закон. Ребенок создает продукт деятельности - гипотезу, текст, схему, изделие, план эксперимента, модель, рисунок и т.д. Результат творческой деятельности ребенка может быть абсолютно непредсказуемым, он зависит от личности ученика. Лишь после этого ученик с помощью учителя сопоставляет результат с известной информацией в этой области и переосмысливает его.
База нашего учреждения предоставляет довольно широкие возможности для изучения природных объектов и явлений (живой уголок с разнообразными животными, оранжерея с цветочно-декоративными и комнатными растениями, учебно-опытный участок, лабораторное оборудование и возможность изучать близлежащие экологические сообщества, такие как парк Березовая роща). Для применения эвристических заданий в изучении природы очень важна возможность непосредственного контакта детей с живыми объектами, наблюдение природных взаимодействий на наглядных примерах.
Формы и методы эвристического обучения мы активно применяем в работе наших объединений: «Зоологический калейдоскоп», «Живые уроки» и «Исследователи природы» (п.д.о. Иванова Наталия Владимировна).
В работе детского объединения «Зоологический калейдоскоп» эвристическое обучение чаще представлено поисковыми и творческими заданиями, которые связаны с поиском и наблюдением живых объектов непосредственно в естественной для них среде. Ученикам дается задание, которое они способны выполнить в короткое время (одно-два занятия). Например, дана конкретная ограниченная территории (часть учебно-опытного участка, зона отдыха). Нужно в ее пределах найти и сфотографировать максимально возможное количество видов, затем, уже в кабинете определить их и составить карту их взаимодействий между собой. Карта взаимодействий строится на основе знаний и представлений учеников, обсуждаются все возможные варианты (хищник-жертва, паразит-хозяин, конкуренты, симбионты, форические связи и прочее). При этом ни один вид не должен оставаться «в стороне», ведь, как известно, в природе все взаимосвязано. После обсуждения карта учеников сравнивается с аналогичной картой педагога и в ходе обсуждения корректируется.
Не все эвристические задания рассчитаны на выполнение в течение одного занятия. Так, в этом году начата работа по реализации проекта «Экологическая тропа», в рамках которого активно применяются методы эвристического обучения. Суть проекта заключается в создании экологической тропы – особого маршрута на территории учреждения для проведения учебной, экскурсионной и пропагандистской деятельности. Экологическая тропа создаётся детьми прежде сего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Педагоги выступают как направляющие, консультанты, но творческая роль в проекте отведена детям, их задачи – выбрать значимые и интересные объекты, проложить удобный маршрут, подобрать, скомпоновать и оформить информационные материалы и, наконец, попробовать свои силы в проведении экскурсий по экологической тропе.
Кроме перечисленных, существуют методы и приемы эвристического обучения, не настолько трудоемкие и затратные по времени, но полезные для применения на том или ином этапе занятия:
Мозговой штурм - это сбор как можно большего количества мыслей, идей в ходе обсуждения без оценивания их практической значимости. Мозговой штурм применяется в изучении природы не столько как самостоятельный метод, сколько как вспомогательный инструмент при решении вопросов в ходе командной игры, исследования, работы над проектом.
Синквейн, используется как форма рефлексии в конце занятия, при подведении итогов. В пять строк ученик записывает:
Существительное (что изучали на занятии)
Два прилагательных (описывающих названный объект)
Два-три глагола (характеризующих действия объекта)
Короткая фраза, характеризующая отношение ученика к объекту.
Одно слово, раскрывающее сущность объекта.
Кластерный метод. Также используется как форма рефлексии, ученику предлагается хаотично записать все понятия, предметы и явления, о которых говорилось на занятии, а затем установить между ними взаимодействие, составив единую схему.
Более того, эвристическое обучение вполне подходит не только для работы детского объединения, оно применимо и для проведения соревновательных мероприятий, в которых могут участвовать как различные объединения, так и разные учреждения.
Так, в начале октября нашим Центром была проведена акция «Бердинг – тихая охота на птиц». Это соревнования по спортивной орнитологии, проще говоря, «фотоохота» на птиц в рамках заданной территории – мы выбрали для соревнований парк «Берендеевка». Командам-участникам необходимо было в течение трех часов, свободно перемещаясь по территории, сфотографировать как можно больше различных видов пернатых, после этого просмотреть полученные снимки и правильно определить виды с помощью своих знаний, литературы и интернета. Маршрут участники прокладывали себе сами, поэтому лучшие результаты смогли получить те, кто догадался охватить разнообразные уголки парка, отходил дальше от дорог и не забыл заглянуть на имеющиеся на территории парка пруды. Кроме того, качественные фотографии могут получить дополнительную награду, поэтому нужно было стараться не просто сфотографировать птицу так, чтобы ее можно было узнать, но и сделать художественный снимок. Разумеется, результат «фотоохоты» каждой команды непредсказуем, ведь о точный видовой состав пернатых парка был досконально неизвестен даже организаторам.
Но следует также отметить, что эвристический метод (впрочем, как и любой другой), несмотря на свои многочисленные положительные стороны, не может быть универсальным. Поэтому, несмотря на то, что он активно применяется в учебном процессе, наиболее эффективно применять его в сочетании с другими методиками обучения – как традиционными, так и инновационными.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат