Плюсы и минусы модульной формы обучения
Одной из новых технологий, вошедших в учебный процесс как в современной школе, СПО и Вузе, является модульное обучение.
Термин «модуль» является уже знакомым понятием в современном образовании России в течение, последних десяти лет он прочно занял место в образовательном процессе. Его главная идея заключается в том, что студент должен учиться по возможности самостоятельно, а преподаватель осуществляет управление, его учебной деятельностью организовывая учебный процесс, консультируя и мотивируя.
В основе модульного обучения лежит идея смешения нескольких подобных дисциплин, совмещенная с идеей блочной подачи содержательной учебной информации (блоки, дозы, мини-курсы и др.). Новая информация преподаётся в виде блоков, при изучении которых и достигается конкретная цель. Форма общения между преподавателем и студентом тоже отличается от традиционной формы обучения: школьник имеет индивидуальную траекторию обучения. Основополагающее понятие в этой технологии — модуль.
Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершенными учебными блоками.
Модульная технология обучения возникла в 60-е годы ХХ столетия в США. Вопросы разработки и использования технологии модульного обучения отражены в работах таких исследователей, как П.И. Третьяков, Г.В. Лаврентьев, И.Б. Сенновский, М. А. Чошанов, П. А. Юцевичене, Дж. Рассел и др.
Модуль — это часть образовательной программы, в которой изучается несколько предметов и курсов. Часто модулем называют часть программы курса по конкретной дисциплине, комплекс предметов или программу учебного курса.
Модуль представляет собой логически завершенную часть учебного материала, обязательно сопровождаемую контролем знаний и умений студентов.
Модуль, по определению П.А. Юцявичене,это целевой многофункциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности.
Модуль состоит из следующих компонентов:
точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ, текстов;
методическое руководство по изучению материала (достижению целей);
практические занятия по формированию необходимых умений;
комплекс оборудования, инструментов, материалов;
диагностическое задание, которое строго соответствует целям, поставленным в данном модуле
Модуль обычно совпадает с темой учебных предметов, их в модуле может быть от 3 до 5. Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплин. Однако, в отличие от темы в модуле, все измеряется и все оценивается: задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся.
В теории и практике модульного обучения приводится соотношение практического материала к теоретическому в модуле - 80% к 20%.
В соответствии с принципом целевого назначения выделяют три типа модулей:
познавательные (для изучения основ науки);
операционные (для формирования навыков, умений и способов деятельности);
смешанные.
Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы:
информационный блок;
тестово-информационный
блок (проверка усвоения информации);
коррекционно-информационный блок (в случае неверного ответа – дополнительные разъяснения, помощь, упражнения);
блок применения – решение задач, выполнение заданий на основе полученных знаний;
блок проверки и коррекции. Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность блоков.
Основной формой контроля в модульной технологии обучения используется тест. Учебные модули и тесты могут быть легко перенесены в компьютерную среду обучения.
Оценка уровня сформированности знаний осуществляется в соответствии трем основным критериям:
критический уровень
сформированности
умения соответствует уровню выполнения студентом операций, отдельных действий и деятельности в целом только по заданному алгоритму.
достаточный уровень
- уровень самостоятельного выполнения операций, отдельных действий и деятельности в целом при отсутствии готового алгоритма.
оптимальный уровень
- уровень полностью осознанного выполнения операций, отдельных действий и деятельности в целом.
Каждый модуль строится по следующей схеме: 1) название модуля; 2) интегрирующая дидактическая цель; 3) целевой план действий учащихся; 4) банк информации: а) входной контроль; б) объяснение нового материала (или повторение ранее изученного материала); в) закрепление нового (ранее изученного) материала; 5) выходной контроль.
Преимущества модульной формы обучения: неоспоримая эффективность; индивидуализация обучения; формирование хода обучения исходя из личных потребностей ученика; адаптация учебного материала согласно индивидуальным возможностям и педагогическим целям; равномерное распределение учебной нагрузки; оценка знаний по итогам проделанной работы (конкретное количество баллов, которое исключает субъективное отношение преподавателя); сокращённые сроки обучения; возможность удалённого обучения.
Модульную технологию отличают такие качества, как:
гибкость (адаптация к индивидуальным особенностям
обучаемых
);
динамичность (обучение видам и способам деятельности);
мобильность (взаимосвязь, взаимозаменяемость и подвижность модулей внутри отдельной темы);
возможности проводить модульные занятия на разных этапах учебного процесса (изучение, закрепление, обобщение);
изменение форм общения преподавателем и обучающимся.
возможность для студентов ознакомиться с практической стороной их будущей профессии;
возможность сформировать установки профессиональной деятельности, преодолевать стереотипы, провоцирует включение рефлексивных процессов;
научится концентрировать свое внимание на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи.
возможность оперативного изменения содержания модуля в зависимости от
изменений
происходящих на рынке труда;
осуществление индивидуализированного обучения на основе дифференциации содержательной учебной информации;
обеспечение формирования более прочных знаний, умений и навыков;
большой удельный вес самостоятельной работы
обучающихся
вплоть до самообучения.
Отрицательные стороны модульного обучения:
трудоемкость подготовки модулей по различным предметным областям;
внедрение технологий модульного обучения приводит к увеличению нагрузки педагогов на 25-30%;
технологии модульного обучения не решают психологических целей профессионального обучения.
отсутствие формализованных критериев, позволяющих сделать более объективную оценку и сравнить с реальной действительностью ожидаемый результат
.
Рассмотрев положительные и отрицательные стороны модульного обучения, отметим, что плюсов (по крайней мере, для ученика) значительно больше, чем недостатков. Эффективность обучения, его качество, приучение к самостоятельной работе — это неоспоримые благоприятные черты обучения, к которым следует стремиться. Именно поэтому модульное обучение является столь инновационной и динамичной педагогической технологией, которую перенимает всё большее количество образовательных учреждений.
Используемая литература
Кубрушко П.Ф., Назаров Д.Е. Теоретические основы технологии модульного обучения: Методическая разработка. – М.: МГАУ им. В.П. Горячкина, 1998. - 46 с.
https://rosuchebnik.ru/material/chto-takoe-modulnoe-obuchenie/:
https://rosuchebnik.ru/material/chto-takoe-modulnoe-obuchenie/
.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат