Элементы формирующего оценивания на уроках математики.
Рыбалко Клавдия Алексеевна,
учитель математики МБОУ « Волоконовская СОШ № 1»,
п. Волоконовка
klava.rybalсko@yandex.ru
Как решить проблему низкой познавательной активности учащихся? Как научить детей думать, рассуждать на уроке, слушать учителя?
Каждый учитель стремиться организовать учебную деятельность на уроке, направленную на развитие познавательной активности учащихся, на развитие стремления учащегося к познанию и саморазвитию.
Познавательная активность – основа развития обучающихся в образовательном процессе. Познавательная активность - инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют мотивацию и самостоятельность учащихся.
Одним из методов, повышающих познавательную активность, является технология формирующего оценивания .
Одной из целей оценивания является формирование и поддержание мотивации учащихся к целенаправленному учению.
Формирующее оценивание - это оценивание в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки. Формирующее оценивание призвано выявить пробелы в освоении знаний учащимися.
Применение формирующего оценивания играет важную роль в формировании навыков самостоятельного обучения, т.е. умения учиться.
Мы все знаем, что знания ученик получает на уроке.
ПОНИМАНИЕ И ОЗВУЧИВАНИЕ ЦЕЛИ УРОКА
Постановка цели урока для ученика означает вступление в действие компонента формирующего оценивания.
ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ
1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии по поводу их деятельности.
2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения.
4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
5. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
ТЕХНИКИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ
1. Наблюдение
2. Проверка ошибочности понимания. Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия и просит учащихся высказать свое согласие или несогласие
3. Мини – тест, математический диктант.
4. Формативный тест.
5. Формативный опрос. Это форма проверки, следующая сразу за презентацией материала или за каким-либо видом деятельности на уроке. Учитель задает дополнительные уточняющие вопросы: «Почему? Каким образом? Как?…».
ИНСТРУМЕНТЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Формирующее оценивание – это бесконечный поток обратной связи учителя с учащимися и внесение корректив в деятельность учителя и учащихся с целью улучшения процесса обучения.
1. Письменные комментарии учителя
2. Наблюдение
3. Фронтальный опрос
4. Вопросы
5. Устная обратная связь
Виды оценочной деятельности
Самооценивание – один из видов оценочной деятельности, связанный не только с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Самооценивание – это не только оценивание своей работы учеником, но и самостоятельное определение проблем и путей их решения.
Взаимооценивание способствует не только формированию умения контролировать, но и воспитывает такие качества, как честность и правдивость, коллективизм.
Примеры мотивирования к учебной деятельности
Тема «Прямоугольный параллелепипед» можно предложить школьникам следующую задачу:
Рулон обоев имеет ширину 50 см и длину 10 м. Необходимо оклеить стены в комнате, размер которой 3*4*2,5 м. Общая площадь окна и двери 4м2. Сколько рулонов обоев нужно купить?
Урок по теме “Признаки делимости”
Начинать урок можно так: «А знаете, ребята, я могу себя назвать мудрецом. Я могу мгновенно ответить вам: делится ли ваше названное число на 2,3,4,5,6,9,10, не выполняя деления в столбик или на калькуляторе. Хотите проверить? Напишите у себя число и определите делится ли оно на какое-нибудь из названных чисел».
Формирующее оценивание - это самый эффективный способ повысить образовательные достижения каждого ученика.
Применение формирующего оценивания на уроках математики позволяет оценивать не только знания, но и видеть развитие каждого учащегося.
Системное, планомерное формирование оценочной самостоятельности учащихся дает свои результаты. Они отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности, максимальной самостоятельностью.
Литература и Интернет источники:
1. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе/М.А.Пинская.-Москва: Логос,2010г.
2. Логвинова И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания и деятельности учителя-предметника: учебное пособие/ И.Логинова, Л.Рождественская.-NarvaTartulikool?2012/
3. Оценочная деятельность учителя в условиях ФГОС НОО: методические рекомендации/сост. Н.В.Храмцова, Л. А.Горюнова.-Чита: ГУДПО «Институт развития образования Забайкальского края», 2016.-127с.
4. https://www.1urok.ru/categories/9/articles/37686
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат