Байкальский государственный университет
Крапивина Злата Евгеньевна
Образ человека в философии Фридриха Ницше.
Ницшеанство и 21-й век
Фридрих Ницше умер в 1900-м году, оставив после себя глубочайший разрыв между старой и новой философией, практически разрушив, по словам Мартина Хайдеггера, старую метафизику, и, не создав взамен новой, оставив на её руинах только поле для всеобщего отрицания, из которого впоследствии должна была вырасти новая система миропонимания и построения ценностей. Он отверг христианскую картину мира, объявив её изжившей себя, неестественной человеческой природе и произрастающей из рабского сознания. Он убил бога, провозгласил приход сверхчеловека и предсказал войны, которым ему уже было не суждено стать свидетелем. Вдохновив идеологию фашизма, не разделяя её по существу, он стал одной из самых противоречивых и по - разному толкуемых фигур в истории мысли и до сих пор, в 21 веке его идеи находят отражение в работах деятелей искусства и различных теоретических сфер. Как именно его мысль реализуется в сознании современного человека?
Для того, чтобы говорить об этом, следует сначала яснее обозначить основные тезисы, задаваемые философом. Почему умер Бог? Кто такой сверхчеловек?
В своей «Весёлой науке» (1882) Ницше приводит рассказ о безумце, который с криками «Ищу бога» врывается в толпу неверующих. Им же он потом и провозглашает «Мы убили его… Мы все убийцы бога!». В дальнейшем красочном сумбурном описании вырисовывается ощущение общей пустоты, состояние человека, оставшегося наедине с бесконечностью, наедине с необозримым миром без проводника, без руководящей всем единой истины, которая умирает вместе с исчезновением образа божественной силы, представляющей собой основу мира. «Истины не существует». Значит вся система мер, в которой прежде находились люди, оказывается теперь недействительной. Казалось бы, человек на пороге осознания своего одиночества испытывает бессилие и страх, однако это не совсем так. Ницше возвещает о смерти бога не со скорбью, а с торжеством. Люди действительно сами убили бога: изменениями в своём сознании, осознанием своей свободы, свершениями прогресса. Бог в понимании Ницше стал не нужен, как что-то, что веками удерживало человеческую мысль и натуру в христианской Европе в строгих рамках и не давало им путей к развитию. Однако вместе с этим освобождением и весь груз ответственности за совершающее в мире пал на плечи человека. Человека, который на данном этапе своего развития пока не способен вынести на себе этой тяжести. Так в тезисах Ницше мы видим предтечи философии экзистенциализма.
Кто же тогда способен? Кто настолько силён, что способен заменить собой бога на месте распорядителя всем сущим? Здесь мы подходим к понятию «Сверхчеловек», которому Ницше в своей философии уделяет очень много внимания. Сверхчеловек – человек будущего. Человек, который сам строит систему ценностей, на основе своих собственных стремлений и побуждений. Он высокоинтеллектуален, аристократичен, близок искусству и не терпит лишений. Сила, которая движет им, является волей к власти – по Ницше основой всего существующего, тем, что руководит и руководило поступками людей, но, только осознав которую человек вполне способен раскрыть в себе силу управлять миром, как это прежде в его сознании было подвластно только богу. Даже в тезисе Декарта «Я мыслю, следовательно, существую» философ интерпретирует мышление как волю к истине - одну из форм воли к власти, ставя таким образом волю в прямое отождествление с самим человеческим существованием.
Однако стоит прежде всего отметить, что понятие сверхчеловека никак не связано с человечеством вообще. Ницше отмечает: превращение человека в сверхчеловека не будет идти согласно с законами эволюции, подобно тому, как в системе Чарльза Дарвина человек произошёл от обезьяны. Нет. В понимании Ницше люди не равны. Их различает воля к власти, способная проявляться в большей или меньшей степени. (Так, как радикальный пример, философ считает всех женщин в принципе не способными к высокой или интеллектуальной деятельности. Таким образом в его системе женщина не может перейти в категорию сверхчеловека по определению.) Массе предписано разделять систему ценностей тех, кто сильнее, чья воля будет являться мирообразующей. До тех пор, пока становление их собственной воли не позволит им выйти за рамки подчинения. Такая система, однако, предполагает полную человеческую свободу. Ницше отрицает институты уравнивания, установление какой-либо общей идеологии, даже ярко выраженной государственности. Всё это лишает человека возможности действовать исходя из своих собственных инстинктов и побуждений, заставляет мыслить в рамках конкретных категорий. И уже здесь рождается противоречие.
Мы уже говорили о том, что, опрокинув христианскую систему ценностей, Ницше не предлагает ничего взамен. Согласно его концепции человек не может на данном этапе найти в себе силы заменить бога, но то, что он может сделать – это стать предком сверхчеловека. Это значит в первую очередь отказаться мыслить в категориях добра и зла, которые вне концепции бессмертной души превращаются в ничто, так как прекращают быть мерилами человеческой жизни и определяющими факторами её дальнейшего продолжения в виде существования в ином мире. Нет иного мира, нет бога, нет истины – нет добра и зла. Есть только воля человека и её способность к самопроявлению. В своём фундаментальном труде «Так говорил Заратустра» Ницше выдвигал три стадии превращения духа – верблюд, лев и ребёнок. Верблюд слепо и бездумно принимает устоявшуюся мировую систему, накапливая знания и не ставя их под сомнение. Лев – имея эти знания, яростно отрицает их, считая пережитком прошлого. Ребёнок – постигает мир самостоятельно, опираясь на предыдущий опыт, не отвергая его, но и не принимая как что-то абсолютное, создавая реальность вокруг себя согласно со своими побуждениями.
Но что мы имеем на этом месте сейчас? Удалось ли 20 и 21 веку преодолеть эпоху нигилизма и вывести человеческое мышление на новый уровень? Какие вообще перемены в историческом сознании современного человека делают концепцию Ницше возможной или невозможной в настоящем времени?
Ницше предполагает расцвет воли, сознания, и предсказывает войны за утверждение новой философии. При этом выступает за естественность неравенства и в то же отрицает всякую всепоглощающую власть над человеком. Парадокс в том, что неравенство всегда предполагает власть одного над другим. Тогда свобода одного равняется несвободе другого и весь мир, основанный на воле к власти, превращается в мир безостановочной борьбы разных созданных заново ценностных систем. Так это выглядит сейчас. Но к концу девятнадцатого века ещё выглядело совершенно иначе. Во времена Ницше понятие аристократии ещё было само собой разумеющимся. Один учёный ум мог вести за собой целые поколения, спорить с другим, и каждое его движение вызывало большой общественный резонанс, опять-таки внутри закрытого образованного общества, вход в который для многих был затруднён. Тогда ещё можно было представить такого сверхчеловека, который один создаёт мир вокруг себя, подобно тому, как художник создаёт произведение искусства. Тогда ещё существовала вера в силу одной личности. Сейчас это абсолютно невозможно. Процессы, прошедшие в 20-м веке после смерти Ницше изменили общество полностью. Революции, разнообразные движения за права, попытки построения социализма, тоталитарные системы, мировые войны, прогресс – всё это привело в конце концов к условному равноправию людей друг перед другом и в то же время к окончательному крушению всех прежних ценностных систем, прежней философии, прежнего образа человека. Если в 1900-м году на земле проживало только около 1.65 миллиардов людей, среди которых образование могли себе позволить в сравнении с этим количеством сущие единицы, то сейчас население планеты составляет 8 миллиардов, и среди них доля людей с высшим образованием - около 35%. То есть сейчас на Земле проживает почти в два раза больше людей с высшим образованием, чем во времена Ницше проживало людей на Земле вообще. Система усложнилась, раздробилась. Сферы науки и искусства стали настолько взаимозависимы, что один человек сейчас не в состоянии даже просто существовать, если какой-то винтик в системе, обеспечивающей его работу, его жизнь – выйдет из строя. В современном мире действительно сколько людей – столько и мнений, и, хотя говорить об отсутствии знаковых личностей в 21 веке совершенно некорректно и неправильно, зато можно сказать, что открытость и доступность информации, альтернатив, точек зрения – всё это не позволяет массам быть ведомыми чьей-то единой волей. Каждый свободен и каждый зависим. Каждый несёт в себе уникальную ценностную систему, сложенную в нём и выбранную из тысяч других систем, существовавших прежде или складываемых в ходе индивидуального жизненного опыта. Можно ли в таких условиях говорить о воле к власти как о главной движущей силе? Да. Безусловно. Ницше был против всякого уравнивания, поскольку в его понимании это привело бы к обмельчанию человека. Привело ли по факту? Нет. Однако проблема современного человека стоит теперь уже не в том, чтобы самому создать правила, цель и смысл жизни для себя, после крушения общей идеологии (будь то смерть бога или даже такой пример, как крах идеи социализма), а в том, чтобы быть услышанным со всей этой массе мнений и доказать состоятельность и полезность своих взглядов и идей. В этом и выражается теперь воля к власти. Для сильного, талантливого человека, человека высоких целей, человека, который в понимании Ницше мог бы называться сверхчеловеком или по крайней мере его прообразом, мир действительно стал сложнее, скованнее, хотя в картине философа должно было быть наоборот. Такому человеку теперь недостаточно просто мыслить и развивать свою деятельность. Вне системы он не представляет из себя ничего. Однако и людей этих: смелых, неординарных стало больше, благодаря открывшимся новым возможностям института равноправия. Бог мёртв. Окончательно и бесповоротно. Но это не значит, что религиозные институты мертвы или что абсолютно все люди перестали видеть бога частью своего мировоззрения. Это значит, что человек сам выбирает для себя цели и смыслы, сам выдвигает требования к себе и другим. Смог ли человек заменить для себя бога как того, относительно кого строится мир и представления? Отчасти да. Наверное, мир всё ещё на пути к этому. Как и на пути к бесконечному постижению самого себя. Стал ли человек, заменив бога, от этого сверхчеловеком: по Ницше – определённо нет, потому что разрыв между миром философа и современным миром длиной чуть больше сотни лет хранит в себе столько культурных, социальных и даже физиологических изменений, что сопоставление этих двух мировых картин как равных является невозможным.
Философия Фридриха Ницше оказала колоссальное влияние на всю человеческую мысль, и в 21-м веке всё ещё подлежит анализу и оценке. Она стала частью культуры – частью литературы прежде всего, излюбленным элементом для представителей постмодернизма. Она всё ещё скандальна и всё ещё актуальна, так как затрагивает тему морали и ценностей, которые в современном мире стремительно пересматриваются и переписываются хотя и не волей конкретных людей, но разнообразными общественными течениями и силами. Ницшеанский «сверхчеловек» неосуществим, но сопоставим с современным человеком по многим критериям. Так, словно его становление вопреки словам и ожиданиям философа всё же пошло эволюционно и выросло в совершенно другую свою ипостась. Мысли немецкого мыслителя, заложив новое основание представлениям о человеческих ценностях и мотивах, подтолкнуло мир ко многим изменениям и, даже если некоторые из его тезисов не выдержали проверки временем и историческими процессами, основные мысли вполне имеют место в современном мире и красочно иллюстрируют несомненный факт слома человеческих представлений о человеке как таковом и реальности.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат