Совершенствование приемов самостоятельной познавательной деятельности школьников в процессе обучения географии
Аннотация. В данной работе рассматриваются особенности применения исследовательской деятельности школьников в рамках совершенствования приемов самостоятельной познавательной деятельности школьников в процессе обучения биологии.
Описаны основные задачи педагогической работы, которые необходимы для совершенствования приемов самостоятельной познавательной деятельности школьников и повышения эффективности усвоения обучаемыми учебного материала в области биологии. Статья содержит описание основных преимуществ использования исследовательской деятельности учеников на занятиях биологии и подтверждает, что хорошо организованная исследовательская деятельность учеников является сильным средством для достижения повышения качества обучения школьников. При такой организации процесса ученик будет не пассивным реципиентом учебных знаний, а непосредственным активным участником.
Ключевые слова: исследовательская деятельность учеников, география, познавательная деятельность, процесс обучения, школьники, мотивация, самообразование, творческая инициатива, учащиеся, педагог, дружеское сотрудничество.
Сегодня наблюдается интенсивность поиска приемов, методов и форм, позволяющих организовать так учебный процесс в школе, чтобы в нем стимулировалась познавательная активность и самостоятельность учащихся. Исследованиями специалистов по дидактике, психологов, представителей частных методик доказано, при целенаправленном и специально организованном развитии познавательной самостоятельности учащихся - проявляется успешность организации учебного процесса. Педагог играет, несомненно, важную роль в активизации исследовательского интереса у ученика. Естественно, нужно учитывать психологические особенности ребёнка, его возраст и степень готовности работы над данной темой.
Проблема совершенствования приемов самостоятельной познавательной деятельности школьников и повышения эффективности усвоения обучаемыми учебного материала в области биологии требует рассмотрения возможности использования на уроках приемов, позволяющих решать данную проблему.
Прием инструктивных карт с использование гугл форм.
За основу была выбрана методика индивидуальной групповой деятельности на уроках д-р пед. наук В. В. Пасечник. Методика имеет ряд преимуществ в сравнению с другими так как она направлена на популяризацию научных знаний и стимулированию интереса учащихся. В ней применяются инструктивныекарты в которых четко расписан алгоритм действий школьников в процессе самостоятельно познавательной деятельности на уроках биологии. Данную методику можно усовершенствовать использовав облачные технологии. Если научить школьника регулярно проверять почтовый ящик или смотреть задание в электронном журнале, можно много тем изучить, используя эти сервисы.
Cреда современных сетевых сервисов помогает создавать учебные ситуации, в которых учащиеся могут естественным образом осваивать и отрабатывать компетентности, необходимые в 21 веке.
Ход использования приёма: Обучающиеся, используя свой электронный дневник, переходят по ссылке которая открывает инструктивную карту урока. В ней заложен четкий алгоритм действий для решения поставленных задач на уроке. Суть усовершенствования состоит в том, что карта используется не как обычно на бумажном носителе, а в виде интерактивного изображения на электронном устройстве с возможностью обратной связи (рис1). В каждой группе обучающийся получив задание выполняет его самостоятельно. По завершению сообщает результат всей группе и вносит его в инструктивную карты. В конце Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1занятия проводится короткий срез знаний в виде теста с использованием Форм Гугл. Школьник проходит по личной ссылке из электронного журнала получает тест на свое электронное устройство, по завершению прохождения которого, результат вносится в облачный сервис.
Таким образом учитель не тратит время на проверку теста как обычно на бумажном носителе , а получает их в виде готовых результатов. Данный усовершенствованный прием позволяет педагогу повысить эффективность усвоения обучаемыми учебного материала в области биологии, вызывать у школьников интерес, и создать благоприятный эмоциональный фон. Можно сделать вывод, что данным усовершенствованным педагогическим приемом, применяемым на уроках биологии, можно успешно развивать познавательную самостоятельность учащихся, а его эффективное использование, значительно повышает уровень учебной мотивации и качество обучения.
Список использованной литературы:
1.Белых, С.П. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2016. – № 5. – С. 55 – 59.
2.Бинас, А.В., Маш Р.Д. Биологический эксперимент в школе. – М.: Академия, 2015. – 378 с.
3. Пасечник, В. В. Методика индивидуально-групповой деятельности- Москва. «Просвещение» 2015.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат