Развитие положительной мотивации в учебной деятельности
С позиции педагогики мотивация – это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний?
Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.
Учителю важно выяснить, почему именно ученик не хочет учиться, какие стороны мотивации у него не сформированы, в каком случае он не хочет учиться, а где мы, взрослые, не научили его так организовывать свое поведение, чтобы мотивация к учению появилась.
Рассматривать данный вопрос в настоящее время просто необходимо.
Учителя школы озабочены тем, что большинство детей относятся к учебе совершенно безразлично. От них часто можно услышать: «Дети на уроке совершенно не заинтересованы, безучастны, у них нет мотивации». А отсутствие мотивации к учебе является основной причиной неудач на уроке.
Анализ практики, а также данные исследований указывают на то, что успеха в учебе добиваются те, чья мотивация сильная, устойчивая, вызвана самой учебной деятельностью, приобретаемыми знаниями, а не внешними мотиваторами; процессом учения и ожидаемыми результатами, а также потребностями в самореализации через включение в познавательную деятельность.
Учебно-познавательную мотивацию учеников необходимо поддерживать на каждом этапе урока, начиная с определения темы и формулирования цели урока и заканчивая рефлексивной оценкой деятельности младших школьников на уроке.
Для того чтобы мотивировать ребёнка к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.
Для этого использую приём
1. «Привлекательная цель». Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой дети выполняют запланированное учителем учебное действие.
Пример. Тема: «Свойства воды» 2класс. Цель учителя - рассмотреть с детьми свойства воды. Перед учениками же я ставлю иную цель - узнать, почему мокрое бельё высыхает на морозе или почему зимой во время сильных морозов лопаются водопроводные трубы или.
Пример. Тема: Живая природа зимой» 2 класс. Цель учителя - познакомить с особенностями зимней жизни животных и растений. Чем и как питаются животные зимой». Перед учениками же я ставлю цель – узнать
почему заяц зимой гложет осину, ведь она горькая? (В осиновой коре содержится 10% жира.)
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого мне позволяет
2 приём «Отсроченная отгадка».
В начале урока задается классу загадка (излагается удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Например.
« Это и фильтр, и печка, и сторожевой пост» (нос) ( «Органы дыхания» 3 класс).
Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие. «На следующем уроке учащиеся узнают о лучшем пылесосе в природе». («Растения», а именно – тополь). Например. Тема: Про воздух». «На следующем уроке учащиеся узнают какое дерево чаше всего высаживают в городах? (Липу.)
Также при сообщении темы урока и его цели используется
3. приём «Прогнозирование».
Часто данный приём использую на уроках литературного чтения. «Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события». (В.Бианки «Музыкант», Е. Чарушин «Страшный рассказ»)
4. приём « Погружение в урок» При знакомстве с произведением Н.А.Некрасов “Дед Мазай и зайцы” можно начать урок так:
За окном весна. Солнце пригревает всё сильнее и сильнее. Тает много снега. Вода течёт большими и малыми ручьями в реки. Реки переполняются и выходят из берегов. Затопляют леса, луга, деревни. Это половодье. Трудно в эту пору лесным жителям. Об этой поре написал стихотворение великий русский поэт Н.А.Некрасов “Дед Мазай и зайцы”.
С целью формирования мотивации младших школьников к учебной деятельности полезно через преднамеренно допущенные ошибки при выполнении какого-либо задания вызвать реакцию младших школьников на ошибку, выяснить причины и определить последующие действия.
5. Прием «Лови ошибку!»
1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибку. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Можно указывать на «опасные места» с помощью интонации или жеста.
2. Ученик получает текст или разбор решения задачи со специально допущенными ошибками. Задания могут быть приготовлены и другими учениками.
Большую роль при формировании мотивации к учебной деятельности может сыграть самостоятельное определение целей последующей деятельности на уроке.
6.Прием «Открытые проблемы»
Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать уточняющие вопросы. Вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них - повторение уже известного.
Например: Репродуктивные вопросы: Зачем африканскому слону уши? Почему слон машет ушами? Почему уши слона пронизаны большим количеством кровеносных сосудов?
Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное. Развивающие вопросы содержат в себе исследовательское начало.
Например. Расширяющие знания вопросы. Какова площадь ушей слона? На сколько градусов остывает кровь в ушах? У каких еще животных температура регулируется с помощью ушей?
Одним из эффективных способов формирования и сохранения положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников является создание ситуаций успеха, которые развивают у учащихся познавательные интересы, позволяют ученикам почувствовать удовлетворение от учебной деятельности.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат