Тутуркина Г.В.
ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ И.С. ТУРГЕНЕВА
Личность и творчество И.С.Тургенева – одного из наиболее ярких и самобытных представителей русской словесности второй половины XIX века - вызывают неизменный интерес и продолжают оставаться предметом изучения всё новых поколений учёных. Творческий метод Тургенева, его мастерство как художника слова нельзя понять, не изучив отношение писателя к философии, к эстетике, к прекрасному в природе и обществе, к внутреннему миру человека.
Как известно, Тургенев получил в Берлине философское образование, оказавшее значительное влияние на его творчество. Впечатления, полученные в Германии, позволили писателю считать эту страну своим «вторым Отечеством», а себя в определённых ситуациях называть «немцем». Уже будучи пожилым человеком, Тургенев написал: «Я слишком многим обязан Германии, чтобы не любить и не чтить её как моё второе отечество» [1].
Германия и прежде всего Берлин были Меккой молодых русский дворян, пытавшихся расширить кругозор и понять мир. Одной из главных причин, привлекавших внимание молодых людей к Берлину, был современный университет. Он считался едва ли не самым молодым и прогрессивным в Германии, впервые ввёл в практику семинарские занятия и широко открыл двери для иностранных студентов. Самыми популярными факультетами считались философский и медицинский. Университет был в городе настоящей достопримечательностью. Лучшие умы Германии – Фихте, Шеллинг - преподавали там в разное время. С 1818 года до конца жизни (1831) в его стенах читал лекции Гегель.
Согласно биографическим сведениям, в Берлинском университете Тургенев провёл два семестра: 1838/39 и 1840/41. Он быстро почувствовал, как недостаточны оказались его знания. Он заново возвращается к знакомым предметам, по которым немецкие профессора предъявляют явно более высокие требования к студентам. Это и неудивительно, ведь многие из преподавателей университета считались признанными специалистами в своей области и обладали европейской известностью. У автора популярного учебника латинской грамматики К. Цумпта Тургенев изучает латинский язык и историю Древнего Рима; у другого специалиста по античности А.Бека - древнегреческий язык и литературу; у известного историка Леопольда Ранке он мог свободно и без российской тенденциозности слушать лекции об эпохе Великой французской революции. Тургенева восхищал пожилой профессор географии Карл Риттер, который умел увлекательно излагать свою, не самую модную в университете науку.
Но подлинным кумиром университетской молодёжи был 32-летний профессор философии Карл Вердер. Он увлекал глубоким пониманием взглядов своего учителя и общего кумира Гегеля, отточенностью и логикой своего ума. Обладая незаурядным красноречием, он развёртывал перед студентами широкую панораму европейской мысли нового времени, оживлял философские абстракции поэтическими цитатами из Гёте. Дружеские отношения Тургенева с Вердером позволяли ему, помимо лекций, брать домашние уроки у профессора.
Из Германии Тургенев вернулся с твёрдым намерением стать профессором философии. Спустя год, весной 1841 года, он с успехом выдержал 6 сложных магистерских экзаменов в Петербургском университете, ещё раз показав глубокие знания древних языков. По главному из предметов – философии - консилиум из пяти профессоров присудил ему оценку «Очень хорошо».
От молодого кандидата ждали магистерской диссертации, но внезапно Тургенев отказывается от университетской карьеры. Он бесповоротно осознаёт, что художник слова окончательно перевешивает в нём академического философа, что довольствоваться «чистым разумом» не его удел. Однако влияние на его творчество философов от Шеллинга и Гегеля до Шопенгауэра бесспорно.
Философская школа, через которую прошёл И.С.Тургенев в юности, во многом определила характерные черты художественного мироощущения писателя. 28 августа (9 сентября) 1840 г. он писал М.А.Бакунину и А.П.Ефремову: «Выбрать философское убеждение – значит создать величайшее творение искусства, и философы – величайшие мастера и художники. Собственно, здесь искусство перестаёт быть искусством – оно растворяется в философии» [2].
По мнению исследователя А. Батюто, Тургенев никогда не был последовательным приверженцем той или иной философской системы, а тем более такой, которая создавалась бы по преимуществу одним философом, будь то Гегель, Фейербах, Шопенгауэр или кто-нибудь другой. В этом проявляется пристальное внимание Тургенева к действительности и философски широко познающему её «разуму», которые он воспринимает как диалектически сложные и неисчерпаемо богатые процессы, не имеющие ни начала, ни конца.
В философии Тургенев не был ни скептиком, ни дилетантом. Как писатель уникально образованный, для которого немыслимо существование вне атмосферы общекультурных интересов, он всегда опирается на философские традиции. В его философском восприятии мира заметны созерцательные, элегические элементы, не предрасполагающие к категоричным философско-художественным обобщениям. В письме М.А.Бакунину и А.П.Ефремову он пишет: «Случалось ли тебе сорвать долгую ветвь камыша или распуколку розы, сдирать его скатанные оболочки и находить другие, все более и мягче, все теснее скатанные, и с радостью доискиваться последнего, сокрытого зерна. Я в детстве часто трудился подобным образом и досадовал и задумывался, видя, что последние оболочки так тонки и нежны, что отодрать их невозможно. Вот образ философской системы. Но ты будь терпелив, дай расцвести цветку, и ты будешь любоваться его изящной формой, наслаждаться его запахом и перечтёшь все его распустившиеся листики и тычинки» [3].
Природа всегда была для Тургенева одной из самых мучительных загадок, так как она для писателя являлась истинным божеством. Чувство формы и красок – так он сам определяет философское восприятие природы, прекрасного. Но чтобы выработать в себе это чувство формы и красок, чувство гармонии, одного восторга и вдохновения не достаточно. Необходимы сдержанность, высшее спокойствие, приходящие на смену восторгу и вдохновению. Формулируя одно из самых существенных положений своей эстетической системы, Тургенев писал Полине Виардо: «Я помню тонкое и справедливое замечание, которое вы сделали о маленьких, взволнованных и сдержанных движениях, которые делает Рашель, продолжая сохранять спокойный и величественный вид; может быть, у неё это было только мастерство; но в общем это – спокойствие, проистекающее из сильного убеждения или из глубокого чувства, спокойствие, так сказать, со всех сторон охватывающее отчаянные порывы страсти, сообщающее им ту чистоту очертаний, ту идеальную и действительную красоту, которая является истинной, действенной красотой в искусстве» [4]. Это спокойствие и сдержанность в выражении чувств нужны ему не сами по себе, они помогают писателю сосредоточиться в наблюдении над природой, над человеческой личностью, увидеть прекрасное. «Прекрасное – единственная бессмертная вещь, - пишет он в 1850 г. Полине Виардо, - и пока продолжает ещё существовать хоть малейший остаток её материального проявления, бессмертие его сохраняется. Прекрасное разлито повсюду, его влияние простирается даже над смертью. Но нигде оно не сияет с такой силой, как в человеческой индивидуальности; здесь оно более всего говорит разуму…» [5].
В своих произведениях Тургенев настойчиво стремиться постигнуть гармонию природы, понять диалектику её созидания и разрушения. Его герои философствуют о природе, для одних это величественный храм, для других – мастерская, в которой человек – работник. Природу писатель изображает по-разному: то ласковой, переливающейся всеми красками, то суровой и беспощадной к человеку. В письме С.Т.Аксакову из Спасского он пишет о тайне гармонии природы: «Бесспорно, вся она составляет одно великое, стройное целое – каждая точка в ней соединена со всеми другими – но стремление её в то же время идёт к тому, чтобы каждая именно точка, каждая отдельная единица в ней существовала для себя, почитала бы себя средоточием вселенной, обращала бы себе всё окружающее себе в пользу, отрицала бы его независимость, завладела бы им как своим достоянием» [6].
Природа являлась для Тургенева и первопричиной гамлетовского начала – одного из проявлений её всеобщего закона. Он видит в ней всеобщую и бесконечную гармонию, в которой существуют все и вся. Все жизни сливаются в мировую жизнь - это общая тайна, которую мы видим и не видим. В природе всё обособленно и в то же время слито. Человеку порой трудно или даже невозможно найти успокоение в этой бесконечной гармонии.
Человек у Тургенева тоже создание природы, её частица. Изображая человека, писатель прибегает к описаниям природы, так как природа помогает раскрыть переживания героев, оттенить их настроения, чувства.
Одновременно природа и ужасала Тургенева своим равнодушием и отсутствием видимой цели в творимой ею жизни. «…она заставляет кровь обращаться в моих жилах без всякого моего участия, и она же заставляет звёзды появляться на небе как прыщи на коже, и это ей одинаково ничего не стоит, и нет ей в том большой заслуги. Это штука – равнодушная, повелительная, прожорливая, себялюбивая, подавляющая - это жизнь, природа или Бог; называйте её как хотите, но не поклоняйтесь ей… Ибо в акте творения заключается не больше славы, чем есть славы в падающем камне, в текущей воде, в переваривающемся желудке…» - писал И.С.Тургенев 28 июля 1846 года Полине Виардо [7]. Безразличие природы, воплощённое в незыблемости её законов, порождало пессимизм Тургенева. Перед лицом природы человек чувствует своё одиночество, свою слабость, свою случайность. По Тургеневу, человек ничтожен потому, что ему недоступно вечное наслаждение жизнью, т.е. он ничтожен не сам по себе, а только в силу своей зависимости от законов природы. Человек тянется к природе, но она в отношениях с ним стремиться всецело овладеть им, безраздельно подчинить своей стихии.
Резюмируя, следует заметить, что Тургенев по праву считается одним из лучших художников слова, писавших о природе. Писатель размышляет то о гармонии в природе, то о равнодушии по отношению к человеку. По словам В.Г.Белинского, «он любит природу не как дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать её только в поэтических её видах, но берёт её, как она ему представляется. Его картины природы всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную русскую природу» [8].
Примечания
И.С.Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти тт. Т.10. - М.: Наука, 1983, С. 351.
И.С.Тургенев.
Полное
собр
ание сочинений
и писем в 28-ти т
т
.
М.-Л., 1962 – Письма. Т. 1. С
. 196.
Там же. Т. 1, с.
196.
Там же. Т.
1, с. 289.
Там же, т 1, с. 389.
Там же, т 2, с. 124.
Там же, т 1, с. 188.
В.Г.Белинский. Полн
ое собрание сочинений
в 13-ти т
т.
Т 10. – М., 1959, С
. 347.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат