«Система работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников. Современные подходы»
«Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит
на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и
ценить произведения искусства, приобщаться к
художественному Творчеству».
Н.А. Ветлугина
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование переживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Основной целью педагогического коллектива ДОУ является создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
- Изучить современные подходы к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
-Создать условия, способствующие реализации художественно-эстетического развития дошкольников, их творческого потенциала.
- Использовать современные технологии в художественно-эстетическом развитии.
Определились, что система работы по художественно-эстетическому развитию должна состоять из взаимосвязанных между собой компонентов:
Обновление содержания образования.
Работа по художественно-эстетическому развитию в ДОУ строится в соответствии с ООП, программой воспитания, парциальной программой по музыкальному воспитанию «Ладушки», дополнительными общеразвивающими программами «Акварелька» и «Танцевальный».
Использование данных программ дает педагогическому коллективу возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграцией образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, народной культуре.
Создание условий для художественно-эстетического воспитания.
Эффективной работе учреждения в художественно-эстетическом развитии детей способствует профессиональный педагогический коллектив.
Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется через повышение квалификации педагогов по художественно-эстетическому развитию в рамках дошкольного учреждения через семинары - практикумы, консультации, открытые занятия, мастер-классы, смотры - конкурсы. Проводятся взаимопосещения, конкурсы детского творчества. Интересной формой работы с педагогами является Аукцион педагогических идей. Здесь аукционисты должны проявить свои профессиональные способности и выделить в идее педагогически эффективные приёмы и методы развития детей, а также выявить профессиональные умения педагога и отдать предпочтение в виде «покупки лота», представленного на аукционе. В этом году был проведен аукцион «Удиви меня», на котором лотами выступали нетрадиционные техники рисования, которые педагоги считают наиболее современными, интересными и эффективными для развития творческих способностей детей.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды.
В группах ДОО созданы условия, способствующие реализации, художественно-эстетического развития, творческого потенциала и свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами. Во всех, группах оборудованы изоцентры, в которых имеются развивающие игры, предметы искусства, шаблоны, штампы, трафареты, различные виды бумаги, разнообразные изобразительные материалы. Все оборудование расположено так, что дети могут свободно выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу. Оборудование размещено по принципу нежесткого центрирования, это позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам. Эффективно используются не только раздевалки в групповых комнатах и коридоры, но и территория детского сада: размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала.
Оформлены в группах и мини-музеи, где наши воспитанники с удовольствием и огромным любопытством знакомятся с народным декоративно-прикладным искусством. Именно мини-музеи, «Народная игрушка», «Матрешки», «Свистулька –лучшая игрушка», «Куклы из бабушкиного сундучка», «Маски», «Русская гжель», Барыня Ложка», «Чудо-дерево», «Музей глиняной посуды», «Тряпичные куклы», – стали источником формирования интереса к искусству, к культуре своего народа.
Летний театр на территории детского сада используется для организации массовых мероприятий: показа театрализованных представлений, организации детских музыкальных развлечений, тематических праздников, концертов, модных показов, драматизации сказок и др. и позволяет в полной мере реализовать художественно-эстетическое развитие воспитанников в летний период.
Организация образовательного процесса.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно - эстетическое развитие дошкольников, строится в ДОУ в трех направлениях:
• организованная образовательная деятельность;
• совместная деятельность педагогов и детей;
• самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
• групповые и подгрупповые занятия,
• праздники, развлечения,
• тематические музыкальные вечера,
• недели творчества,
• выставки рисунков и поделок.
Дополнительное образование реализуется через работу кружков художественно-эстетической направленности «Акварелька» и «Танцевальный», которые способствуют раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогают их проявлению и дальнейшему совершенствованию.
Несмотря на то, что дети проводят в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:
-Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением. При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов, семейных газет. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
-Повышение психолого-педагогической культуры родителей - осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации, семинары-практикумы, детско-родительский клуб. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускают памятки и буклеты.
Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности.
Координация работы с другими учреждениями и организациями.
Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями. Достижение приоритетных задач работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры. Коллектив детского сада сотрудничает с детской библиотекой, МБОУ СОШ № 2, центром творчества «Калейдоскоп», другими ДОУ.
Таким образом, правильно организованная система работы по художественно-эстетическому воспитанию детей, создание условий для эстетического воспитания, организация учебно-воспитательного процесса – способствует развитию художественно-эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-эстетического воспитания, – формирует духовно богатую, всесторонне развитую личность. К концу дошкольного возраста воспитанники любят и понимают искусство. Большинство детей продолжают заниматься в кружках и студиях и добиваются значительных результатов.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат